Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 апреля 2004 г. N КА-А41/2597-04
(извлечение)
ОАО Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" (далее - ОАО АК "ДАЛ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления Домодедовской таможни от 09.06.03 N 10002000-149/2003 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.09.03, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.01.04, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможня подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на наличие у нее правомочий на применение мер административного наказания по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, доказанность совершения ОАО АК "ДАЛ" административного правонарушения и виновность его действий.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты суда первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель таможни поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества настаивал на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу актов суда первой и апелляционной инстанции.
Постановлением от 09.06.03 N 10002000-149/2003 Домодедовская таможня признала ОАО АК "ДАЛ" виновным в совершении административного правонарушения и на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ назначила административное наказание в виде штрафа в размере одной десятой суммы незаконных валютных операций, что составило 26802221 руб.
В качестве правонарушения признан выявленный в ходе выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества факт нарушения установленного Положениями Банка России от 22.04.97 N 436 и от 16.10.02 N 201-П порядка открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств. ОАО АК "ДАЛ" открыло счета в иностранной валюте за пределами Российской Федерации в АКБ "Авиабанк" (Республика Узбекистан, г. Ташкент) и проводило по ним операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности общества без получения разрешения Банка России.
ОАО АК "ДАЛ" оспорило указанное постановление таможни в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Московской области сослался на отсутствие у таможни правомочий на применение мер административного наказания на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Данный вывод суда является правильным.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, составляет совершение незаконных валютных операций - без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации.
Согласно ст. 23.60 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 Кодекса, рассматривают органы валютного контроля.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации" органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Порядок и полномочия таможенных органов по осуществлению валютного контроля определялся ст.ст. 198, 199 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г., действовавшего на момент вынесения оспариваемого по делу постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно ст. 198 названного Кодекса органом валютного контроля признан ГТК России. На иные таможенные органы возложены функции агентов валютного контроля.
Таким образом, в силу закона Домодедовская таможня не отнесена к числу органов валютного контроля, и, следовательно, не имела правомочий на привлечение ОАО АК "ДАЛ" к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Выявленное Домодедовской таможней правонарушение, выразившееся в открытии счетов в Республике Узбекистан и совершении операций по ним без разрешения Банка России, не отнесено к компетенции таможенных органов.
При таких обстоятельствах вывод Арбитражного суда Московской области о том, что оспариваемое по делу постановление Домодедовской таможни вынесено за пределами имеющихся у него правомочий и за пределами установленной и компетенции, является правильным.
Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Ссылка в жалобе на то, что ОАО АК "ДАЛ" осуществило перемещение товара (самолетов) без принятия мер по его таможенному оформлению в соответствии с режимом переработки вне таможенной территории, и, следовательно, таможня являлась надлежащим органом, осуществляющим проверку валютных операций, отклоняется как неосновательная.
Согласно ст. 87 Таможенного кодекса Российской Федерации под переработкой товаров вне таможенной территории понимается таможенный режим, при, котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Воздушные суда авиакомпании не являются товарами по смыслу ст. 18 названного Кодекса и не предназначались для выпуска в свободное обращение.
Другие доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 13.01.04 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-10046/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Домодедовской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2004 г. N КА-А41/2597-04 Таможня не отнесена к числу органов валютного контроля и не имела права привлекать общество к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение порядка открытия и ведения резидентом счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2004 г., N 5-6