Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 февраля 2004 г. N КА-А40/362-04
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сандвик-МКТС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России N 15 по Северному административному округу города Москвы 08.05.2003 N 30-н-04/12(экс) об отказе в возмешении сумм налога добавленную стоимость в размере 183879 руб. за январь 2003 года.
Решением от 29.08.2003, оставленным без изменения постановлением от 28.10.2003 апелляционной инстанции, Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования Общества, подтвердившего документально право применить налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за январь 2003 года.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 15, в которой налоговый орган просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на отсутствие отметок пограничного таможенного органа "товар вывезен полностью" на грузовых таможенных декларациях, на непредставление Обществом международной транспортной накладной с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товара, в комплекте документов по контракту N 8705/2002 от 23.04.2002, а также на недостатки в оформлении представленных счетов-фактур и на неподтвержденность факта уплаты НДС в бюджет поставщиками Общества.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции возражало против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
Подпунктом 1 пункта 1 ст. 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по ставке 0% при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Согласно ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1, действовавшего в период спорных правоотношений, экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, признаком экспорта товаров, дающим право на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС, является фактическое пересечение грузом границы Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации определено, что предприятие-экспортер с целью реализации своего права применить налоговую ставку 0 процентов по НДС обязано представить соответствующим налоговым органам доказательства, подтверждающие фактический вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, по грузовым таможенным декларациям N ...0004993, N ...0004994, N ...0004789 (л.д. 35, 56, 74, т. 1), на которые указывает Инспекция в кассационной жалобе, товар был отправлен в Казахстан путем почтовой пересылки через Московскую Южную таможню.
Порядок перемещения товаров в международных почтовых отправлениях определен Всемирной почтовой конвенцией, заключенной 14.09.94 г. в Сеуле (вступила в силу для России 19.04.96 г.), Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.09.00 г. N 725, а также временно, до издания нормативного правового акта, утверждающего правила таможенного контроля и таможенного оформления товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, письмом Государственного таможенного комитета России от 16.12.2002 N 01-06/49798.
В соответствии с п. 20 названных Правил оказания услуг почтовой связи "международное почтовое отправление" - почтовое отправление, принимаемое для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающее на ее территорию из иностранного государства или следующее транзитом.
Согласно п. 92 и п. 93 Правил регистрируемые международные почтовые отправления независимо от их количества сдаются юридическими лицами на объекты федеральной почтовой связи по списку установленной формы с приложением в соответствии с Руководством по приему международных почтовых отправлений необходимого количества таможенных деклараций и сопроводительного бланка к каждой посылке.
В связи с этим довод налогового органа о том, что отсутствует копия международной транспортной накладной с отметками таможенного органа, не может быть принят кассационной инстанцией. В материалах дела имеются почтовые документы (списки по международной форме Ф103-М), содержащие данные, указанные в графах N 14, 18, 21, 44 грузовых таможенных деклараций с отметками Московской Южной таможни "выпуск разрешен", заверенными подписями и личными номерными печатями должностных лиц таможенного органа.
Приказом Московской Южной таможни от 12.03.2001 N 181 "О таможенном контроле и оформлении международных почтовых отправлений" также не предусмотрено проставление таможенным органом отметок в ГТД "товар вывезен полностью", как этого требует налоговый орган.
В соответствии с Соглашением от 20.01.1995 г. "О таможенном союзе" Казахстан является государством - участником таможенного союза.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на который таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. Из буквального текста ст. 165 НК РФ следует, что Налоговым кодексом предусмотрен специальный порядок подтверждения экспорта товара через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза.
Поскольку в данном случае товары экспортировались в Казахстан, который является государством-участником Таможенного союза, общий порядок подтверждения фактического вывоза товара, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 ст. 165 НК РФ, не подлежит применению.
Таким образом, суд, исследовав все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что в отношении товаров, экспортированных Обществом в международных почтовых отправлениях, проведены процедуры таможенного оформления и контроля и о подтвержденности факта экспорта товара по грузовым таможенным декларациям N _0004993, N _0004994, N _0004789.
Кроме того, действующими в настоящее время Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденными приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.12.2003 N 1381, предусмотрен порядок, аналогичный действовавшему в спорный период порядку оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу государства в международных почтовых отправлениях.
В соответствии со ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что нарушение порядка составления счетов-фактур не может служить основанием для неприменения налоговых вычетов, поскольку факт уплаты "входного" НДС подтверждается платежными поручениями. Данный вывод следует признать ошибочным, поскольку согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Вместе с тем, указанный вывод суда первой и апелляционной инстанций в данном случае не привел к принятию неправильных судебных актов.
В кассационной жалобе Инспекция указывает, что в нарушение подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ в представленном счете-фактуре N 1009 от 15.07.2002 не заполнена графа "к платежно-расчетному документу N" (л.д. 150, т. 1).
Из буквального текста подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ следует, что номер платежно-расчетного документа должен быть указан продавцом при оформлении счета-фактуры в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Однако из материалов дела не следует, что в данном случае оплата товаров (выполнения работ, оказания услуг) по счету-фактуре N 1009 от 15.07.2002 произведена авансом, в связи с чем претензии Инспекции к оформлению указанного счета-фактуры не могут быть приняты во внимание.
Довод Инспекции о том, что в счете-фактуре N 342792 от 05.11.2002 (л.д. 144, т. 1) не заполнены графы "грузоотправитель и его адрес" и "грузополучатель и его адрес" также не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае передача товара не производилась, но были оказаны услуги канализации Коммерческим управлением "Мосводоканал" непосредственно ОАО "Сандвик-МКТС". При этом в графах "продавец", "адрес", "ИНН продавца", "покупатель", "адрес", "ИНН покупателя" указаны данные КУ "Мосводоканал" и ОАО "Сандвик-МКТС".
Кроме того, в силу ст. 88 НК РФ если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Согласно указанной статье при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Однако в данном случае Инспекция не требовала от Общества представления надлежащим образом оформленных документов.
Не может быть принят во внимание довод налогового органа о неподтвержденности факта договорных отношений Общества с организациями-поставщиками, поскольку Инспекция не указывает, с каким именно контрагентом не установлены договорные отношения, не ссылается на доказательства в подтверждение своего довода, при этом в материалах дела имеются документы, подтверждающие договорные отношения Общества с поставщиками, а именно: счета-фактуры, выставленные контрагентами Общества, платежные поручения на оплату счетов-фактур, акты приемки и сдачи работ, приходные ордера, накладные.
Из буквального текста статей 164, 165, 171, 176 Налогового кодекса РФ не следует, что возникновение у налогоплательщика-экспортера права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость связано с фактом перечисления соответствующей суммы налога в бюджет поставщиком товаров, как это утверждается Инспекцией.
В этой связи отказ в удовлетворении исковых требований Общества, предъявленных с соблюдением порядка, определенного ст. 165 НК РФ, возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 29.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 28.10.2003 по делу N А40-30393/03-118-358 Арбитражного суда г. Москвы оставить, без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 15 по Северо-Восточному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2004 г. N КА-А40/362-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании