Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 марта 2006 г. N КА-А41/898-06
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2006 г. N КА-А41/11784-06-П
Закрытое акционерное общество им. Л.М. Доватора (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия управления Роснедвижимости по Московской области (далее - управление), выразившегося в неотнесении всех земель, принадлежащих обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год. Также просило обязать управление отнести все принадлежащие ему земли к землям сельскохозяйственного назначения.
Решением названного арбитражного суда от 21.10.05, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.05, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослалось то, что суды двух инстанций не применили законодательство, регламентирующее основания перевода лесных земель в земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, не проверили соблюдение установленного законодательством порядка изменения сведений государственного земельного кадастра о составе угодий землепользования. Также указало на несоответствие выводов судов двух инстанций обстоятельствам дела, рассмотрение вопроса о переводе земель, занятых лесами, в земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, без привлечения к участию в деле государственного органа в сфере управления лесами.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель управления поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представители общества просили жалобу отклонить, считая обжалованные по делу судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащими отмене принятые по делу судебные акты по следующим основаниям.
Предметом спора по данному делу является признание незаконным бездействия управления Роснедвижимости по Московской области, выразившегося в неотнесении в земельном балансе за 2004 год всех принадлежащих обществу земель к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью).
Обращаясь в суд с данным требованием, общество ссылалось на то, что представленный им отчет по составу находящихся у него в пользовании земель управление не приняло. При этом в письме от 15.02.05 N 90 управление уведомило о том, что в земельно-учетной документации райкомзема некоторые из земель, принадлежащих обществу, не исключены из лесных земель и в земельном балансе за 2004 год будут учтены сведения, имеющиеся в отделе по Рузскому району, а не указанные в экспликации. Письмом от 21.04.05 N 256/1 управление вновь сообщило о несоответствии представленных сведений земельно-учетным данным, имеющимся в деле.
Как установили суды первой и апелляционной инстанции, в результате реорганизации совхоза им. Л.М. Доватора 27.10.1992 было образовано АОЗТ им. Л.М. Доватора, которое в июле 2003 г. преобразовано в ЗАО им. Л.М. Доватора. В соответствии с постановлением Главы администрации Рузского района от 25.12.1992 N 1418/29 "О дифференциации средней районной доли и передаче земель в коллективно-долевую собственность сельскохозяйственным предприятиям Рузского района" обществу передан в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 1616 га и выдано свидетельство о праве на землю от 25.12.1992 N 28. В последующем ЗАО им. Л.М. Доватора на основании вышеуказанных решения и свидетельства получило свидетельство от 30.12.03 N 28 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 19870000 кв.м. по адресу Московская область, Рузский район, Ивановский с.о.
Рассматривая спор, суды двух инстанций признали, что представленными в дело доказательствами (вышеупомянутое постановление Главы администрации Рузского района от 25.12.1992 N 1418/29 и свидетельство от 30.12.03 N 28 о госрегистрации права пользования земельным участком) подтверждается владение обществом земельным участком, относящимся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Факт отнесения части принадлежащих обществу земель к землям лесного фонда суды признали недоказанным.
Суды первой и апелляционной инстанции оценили земельные балансы совхоза им. Л.М. Доватора, в которых с 1991 года часть земель совхоза значится как покрытые лесами земли, и не признали их надлежащими доказательствами. При этом указали, что земельный баланс не входит в число перечисленных в Земельном кодексе Российской Федерации документов, устанавливающих категорию земель, и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" относится к производным документам государственного земельного кадастра. В связи с чем признали недоказанным факт правомерного внесения в земельный баланс записей о том, что часть принадлежащего обществу земельного участка относится к лесным землям.
На основе вышеуказанных обстоятельств суды пришли к выводу о доказанности материалами дела бездействия управления по неотнесению земель общества к землям сельскохозяйственного назначения и обязали его отнести все принадлежащие обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земли к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год.
Данный вывод судов первой и апелляционной инстанции является ошибочным, сделан на основе неполного исследования всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств.
В соответствии с Положением о колхозных лесах, утвержденным постановлением Правительства Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование и зарегистрированные в земельно-учетной документации, признаются колхозными лесами.
Согласно п. 16 ранее действовавшего Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1992 N 622, к числу земельно-учетной документации, содержащей информацию о землях сельскохозяйственного назначения, занятых лесами, относились ежегодные отчеты о наличии и использовании земель, составляемые районными (городскими) комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам и подлежащие утверждению местными администрациями.
В настоящее время порядок учета земель определен постановлением Росстата от 28.06.05 N 37 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами", согласно которому учет осуществляется на основании отчетов о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.
По утверждению управления, по данным земельного баланса, утвержденного постановлением Главы Рузского района Московской области от 17.02.04 N 290 "Об утверждении земельного баланса по состоянию на 1 января 2004 года" в составе используемых обществом земель сельскохозяйственного назначения числится 1442 га земель, покрытых лесами. Закрепление за правопредшественниками общества земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесами, подтверждается также решением исполкома Рузского районного Совета народных депутатов от 26.11.1991 N 845/21, постановлениями Главы администрации Рузского района от 29.10.1993 N 163, от 31.01.1994 N 123, от 07.02.1997 N 106, от 04.02.1998 N 99, от 12.02.1999 N 173, от 02.03.2000 N 237, от 19.02.2002 N 258, от 20.02.2003 N 287, от 17.02.2004 N 292.
В соответствии с п. 23 вышеупомянутого Положения о колхозных лесах перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускался лишь в исключительных случаях по решению Правительства РСФСР, а в колхозных лесах второй группы - облисполкомами и иными аналогичными (одноуровневыми) органами власти.
При рассмотрении дела суды не проверили утверждение управления о том, что принадлежащие обществу земли сельскохозяйственного назначения, занятые лесами, в соответствии с установленным законодателем порядком не переводились в другие виды угодий.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" статистические отчеты, подготовленные с использованием сведений государственного земельного кадастра, относятся к производным документам кадастра.
Госкомзем в приказе от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра" (приложение N 2) указал, что земельный баланс составляется по сведениям о земельных участках, отраженных в основных документах государственного земельного кадастра - кадастровых делах и Едином государственном реестре земель.
Таким образом, земельный баланс является производным от сведений, содержащихся в кадастровых делах и госреестре земель, и не может им противоречить.
Утверждение судов двух инстанций о том, что ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации не относит земельный баланс к числу документов, устанавливающих категорию земель, сделано без учета требований законодательства.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 8 названного Кодекса категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра. Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Суд не проверил, к какой категории первоначально были отнесены земли общества и какая категория земель указана в документах государственного земельного кадастра.
Порядок внесения изменений в основные документы государственного земельного кадастра установлен приказами Росземкадастра от 13.06.01 N П/115 и от 15.06.01 N П/119, согласно которым внесение изменений в Единый государственный реестр земель и данные земельного баланса производится на основании заявки заинтересованного лица с приложением соответствующих документов.
При рассмотрении дела суды не проверили утверждение управления о том, что представленная обществом экспликация земель, в которой оно отнесло часть используемых им земель к занятым древесно-кустарниковой растительностью, не доказывает законность их отнесения к этой категории угодий. Также не выяснили, был ли соблюден обществом установленный порядок внесения изменений в сведения государственного земельного кадастра.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" отражаемые в государственном земельном кадастре сведения должны содержать информацию о площади земельного участка.
Обязывая управление отнести все принадлежащие обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земли к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям, занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год, суд не конкретизировал, в отношении какой именно площади земель подлежат внесению такие сведения.
Рассматривая вопрос о фактическом отнесении земель общества к определенной категории земель, суд не обсудил вопрос о привлечении к участию в деле государственного органа, в компетенции которого находится управление лесами.
При рассмотрении дела суды не выяснили, в чем фактически заключается оспариваемое по делу бездействие управления.
Как указывалось выше, не принимая представленный обществом отчет по составу находящихся у него земель для составления форм государственной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям за 2004 год, управление письмами от 15.02.05 N 90 и от 21.04.05 N 256/1 уведомило общество о причинах отказа в непринятии.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для проверки изложенных выше обстоятельств и полной оценки имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.05 по делу N А41-К2-14979/05, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.05 N 10АП-3261/05-ГК по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 2, 3 ст. 8 названного Кодекса категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра. Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
...
Порядок внесения изменений в основные документы государственного земельного кадастра установлен приказами Росземкадастра от 13.06.01 N П/115 и от 15.06.01 N П/119, согласно которым внесение изменений в Единый государственный реестр земель и данные земельного баланса производится на основании заявки заинтересованного лица с приложением соответствующих документов.
...
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" отражаемые в государственном земельном кадастре сведения должны содержать информацию о площади земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2006 г. N КА-А41/898-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании