Письмо Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. N 3788п-П9
"Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах и Бюджетный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Г.В. Куликом"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся порядка исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, уточнить понятия налогоплательщика, сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки.
Так, статьей 1 и 2 проекта предлагается внести в части первую и вторую Кодекса изменения, касающиеся регламентации правоотношений, связанных с переходом налогоплательщиков на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее- налог) и возвратом к общему или иному режиму налогообложения, а также правоотношений, связанных с порядком и сроками подачи налоговых деклараций по налогу. В частности, в данных статьях законопроекта предлагается слово "единый", употребляющееся в сочетании со словами "сельскохозяйственный налог", по тексту части первой и второй Кодекса исключить.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, внесение предлагаемых изменений связано с тем, что "понятие "единый налог" отсутствует в части первой Кодекса" и необходимо привести статью 346.1 Кодекса в соответствие со статьей 18 Кодекса.
Однако для внесения предлагаемых законопроектом изменений правовых оснований не имеется, так как согласно статье 18 Кодекса система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) относится к специальным налоговым режимам и, таким образом, приведения главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Кодекса в соответствие со статьей 18 Кодекса не требуется.
Пунктом 4 статьи 2 законопроекта предлагается изменить редакцию статьи 346.2 Кодекса.
Исходя из определения сельскохозяйственного товаропроизводителя (статья 346.2 Кодекса), налогоплательщики могут воспользоваться преимуществами сельскохозяйственного налога лишь в том случае, если они осуществляют полный производственный цикл: производят, осуществляют первичную и последующую переработку и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Однако в абзаце первом пункта 2 статьи 346.2, изложенном в законопроекте, целесообразно учитывать также доходы от последующей переработки сельскохозяйственной продукции собственного производства, которая, согласно действующей редакции, в нее не входит. Аналогичные изменения необходимо внести в пункт 1 статьи 346.3 Кодекса. Это позволит избежать сложных расчетов по разделению переработки на первичную и последующую, упростит бухгалтерский учет.
Согласно абзацу второму пункта 2 предложенной законопроектом редакции статьи 346.2 Кодекса, в целях главы 26.1 Кодекса к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным абзацем третьим пункта 7 статьи 333.3 Кодекса (абзац второй пункта 2 статьи 346.2 в редакции проекта). Для расширения круга налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей считаем целесообразным при ссылке на абзац третий пункта 7 статьи 333.3 Кодекса не применять имеющееся в указанной статье ограничение по сроку функционирования организаций при определении плательщиков единого сельскохозяйственного налога.
Пункт 5 статьи 346.2 законопроекта считаем целесообразным изложить в следующей редакции:
"Коды видов продукции, перечисленных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг определяются Правительством Российской Федерации",
Предлагаемая редакция пункта 4 статьи 346.3 Кодекса (абзац одиннадцатый пункта 5 статьи 2 проекта) устанавливает основания утраты сельскохозяйственным товаропроизводителем права на применение сельскохозяйственного налога. При этом предлагаемая редакция не учитывает сезонный характер сельскохозяйственного производства. То есть право применять сельскохозяйственный налог по данному основанию должно признаваться утраченным лишь по итогам налогового периода (календарного года), а не по итогам отчетного периода.
Согласно пункту 5 предложенной законопроектом редакции статьи 346.3 Кодекса налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, При этом следует предусмотреть право перехода плательщиков единого сельскохозяйственного налога на упрощенную систему налогообложения в течение налогового периода, что потребует внесения соответствующих изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 Кодекса.
Пунктом 7 статьи 2 законопроекта излагается в новой редакции подпункт 7 пункта 2 статьи 346.5 Кодекса, в соответствии с которой при определении объекта налогообложения налогоплательщики будут уменьшать полученные ими доходы на расходы на обязательное и добровольное страхование. Учитывая, что предлагаемая законопроектом формулировка допускает неоднозначное толкование, в подпункте 7 пункта 2 статьи 346.5 Кодекса, предложенном в законопроекте, необходимо уточнить перечень видов добровольного страхования в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 263 Кодекса.
Законопроектом предлагается установить норму, согласно которой авансовые платежи по сельскохозяйственному налогу будут уплачиваться не позднее срока установленного для подачи налоговой декларации за отчетный период.
Однако Федеральным законом от 3 июня 2005 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.9 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2006 г., пункт 2 статьи 346.9 Кодекса дополнен новым абзацем, предусматривающим, что авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, а пункт 5 статьи 346.9 Кодекса изложен в новой редакции, в соответствии с которой единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями не позднее сроков, установленных для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.10 Кодекса.
Статьей 3 законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", предусматривающих продление срока применения нулевой ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей до 1 января 2008 года.
Учитывая незавершенность начатых мер по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также важность задач дальнейшего развития отечественного сельского хозяйства указанное предложение поддерживается.
Проект нуждается в юридико-технической и редакционной доработке.
Так, в статьях 1-4 проекта неверно указаны официальные источники опубликования нормативных правовых актов, в которые представленным проектом вносятся изменения.
Наименование проекта не согласуется с его содержанием, учитывая, что статьей 2 законопроекта изменения вносятся также в пункт 24 статьи 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса, а статьей 3 законопроекта вносятся изменения только в Федеральный закон от 6 августа 2001 г.N 110-ФЗ.
При рассмотрении пункта 6 статьи 2 проекта, вносящего изменения в статью 346.4 Кодекса, следует отметить, что данная статья не содержит пунктов.
Пунктом 7 статьи 2 проекта пункт 2 статьи 346.5 Кодекса дополняется подпунктами 30 - 41. В этой связи обращаем внимание на то, что данный пункт статьи 346.5 Кодекса содержит всего 28 подпунктов.
Пунктом 9 статьи 2 законопроекта предлагается в пункте 2 статьи 346.9 Кодекса слова "25 дней со дня окончания отчетного периода" заменить словами "Не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за отчетный период подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.10 Кодекса", а также в пункте 5 статьи 346.9 Кодекса слова "по истечении" заменить словами "по итогам", слова "пунктами 1 и 2 заменить словами "пунктом 2".
Следует отметить, что действующая редакция статьи 346.9 Кодекса (пункты 2 и 5) не содержит слова "25 дней со дня окончания отчетного периода", равно как и слов "пунктами 1 и 2".
Учитывая изложенное представленный законопроект может быть поддержан Правительством Российской Федерации при условии устранения указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. N 3788п-П9 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах и Бюджетный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Г.В. Куликом"
Текст письма официально опубликован не был