Как можно обжаловать решения, действия (бездействие)
государственных органов или их должностных лиц
в сфере внешнеторговой деятельности
Каковы правовая природа, общий смысл и содержание нормы Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" об обжаловании решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц участниками внешнеторговой деятельности?
Конституцией РФ установлено право каждого человека и гражданина на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, в том числе право на судебную защиту и, в частности, на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 45, ст. 46). Провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, включая рассматриваемое право на обжалование, являются непосредственно действующими и составляют основы правового статуса личности в РФ (ст. 18, 64 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ в определении от 22 апреля 2004 г. N 213-О*(1) указал, что право на судебную защиту выступает как гарантия всех конституционных прав и свобод.
Норма ст. 18 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; далее - Закон) основана на рассмотренных выше положениях Конституции РФ и наделяет правом обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц - участников внешнеторговой деятельности (с учетом характера и масштабов деятельности именно последние чаще всего реализуют это право). Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности и обеспечение их права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление такой деятельности, являются одними из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ (ст. 4 Закона).
Право обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в определенной степени представляет собой форму воздействия лиц на деятельность государственных органов, является важной гарантией соблюдения прав участников внешнеторговой деятельности, особенно учитывая изначально неравное положение субъектов соответствующих правоотношений (орган государственной власти, должностное лицо и участник внешнеторговой деятельности), способствует повышению уровня принимаемых государственными органами и должностными лицами решений, формированию у них чувства ответственности за принятое решение.
Праву участников внешнеторговой деятельности обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц корреспондирует обязанность этих лиц (при обжаловании в административном порядке) либо суда (при обжаловании в судебном порядке) рассмотреть жалобу и принять решение по существу. В упомянутом выше определении Конституционный Суд РФ пояснил, что осуществление права на судебную защиту предполагает не только право на обращение с заявлением в суд, но и разрешение им дела по существу в соответствии с подлежащими применению нормами права, а также вынесение судом решения, по которому нарушенные права лица должны быть восстановлены.
Какова сфера применения статьи 18 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"?
Право на судебную защиту предусмотрено рядом федеральных законов, регламентирующих отношения в области внешнеэкономической деятельности, в частности федеральными законами от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (ст. 33) и от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (ст. 36). Положения ст. 18 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" корреспондируют названным нормам и конкретизируют право обжалования как в судебном, так и в административном порядке - в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц участниками внешнеторговой деятельности.
Данный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью (п. 2 ст. 1 Закона). Участниками внешнеторговой деятельности признаются российские и иностранные лица (юридические и физические), занимающиеся деятельностью по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4, 11, 23 и 27 ч. 1 ст. 2 Закона). Таким образом, в комментируемой статье речь идет о праве юридических и физических лиц - участников внешнеторговой деятельности обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц в сфере внешнеторговой деятельности и отношениях, непосредственно связанных с такой деятельностью (к числу последних могут быть отнесены, например, отношения по поводу получения разрешений, лицензий соответствующих государственных органов, иные правоотношения с органами, осуществляющими государственный контроль и надзор).
Какие решения, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц могут быть обжалованы?
Участник внешнеторговой деятельности вправе обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, если, по его мнению, такими решениями, действиями (бездействием):
- нарушены его права, свободы, законные интересы;
- созданы препятствия к реализации этих прав, свобод и интересов;
- на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Пункт 1 ст. 18 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" не называет в числе подлежащих обжалованию решения государственных органов, в результате которых лицо незаконно привлечено к административной ответственности. Однако это не означает лишение участника внешнеторговой деятельности такого права, что противоречило бы Конституции РФ. Отношения по поводу привлечения участников внешнеторговой деятельности к административной ответственности, в том числе если правонарушение было совершено в процессе такой деятельности, не соответствуют критерию, заложенному в п. 2 ст. 1 Закона (т.е. не являются "отношениями в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности либо непосредственно связанными с этой деятельностью"), и не относятся к сфере его регулирования.
Обжалованы могут быть и решения государственных органов, оформленные в виде правовых актов (как нормативных, так и ненормативных).
Какой порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрен законодательством РФ?
Обжалование решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц может осуществляться в судебном либо - в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в административном порядке, т.е. вышестоящему государственному органу, должностному лицу. Специальное значение рассматриваемая норма приобретает в случаях, когда обжалование в вышестоящий государственный орган, должностному лицу предусмотрено законодательством РФ в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования спора, несоблюдение которого влечет оставление судом заявления лица без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ, ст. 148 АПК РФ). Однако на сегодняшний день преобладает закрепление законодателем альтернативного порядка обжалования, который имеет как свои преимущества, так и недостатки. С одной стороны, альтернативный порядок обжалования представляется более демократичным, более удобным для лица: оно само выбирает процедуру обжалования, тот орган - административный или судебный, - которому более доверяет и чье решение считает справедливым. С другой стороны, такой порядок обжалования может иметь следствием увеличение нагрузки судебных органов за счет ряда жалоб, которые могли быть удовлетворены в случае первоначального обжалования в вышестоящий государственный орган, должностному лицу, а для заявителя - более длительный период времени разрешения оспариваемого дела, восстановления нарушенных прав (если такое нарушение имело место).
Жалоба подается участником внешнеторговой деятельности, чьи права были нарушены, лично или через представителя.
Административный порядок обжалования регламентирован соответствующими специальными законами. Жалоба подается участником внешнеторговой деятельности, чьи права были нарушены, лично или через представителя.
Право на обращение в суд, арбитражный суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов закреплено соответственно в ст. 3 ГПК РФ и в ст. 4 АПК РФ. Порядок судебного обжалования различается в зависимости от статуса участника внешнеторговой деятельности. Физические лица, исключая зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, обжалуют решения, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц в порядке, установленном главами 23 и 25 подраздела III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" ГПК РФ. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регламентирован главами 22 и 24 раздела III "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений" АПК РФ.
Порядок обжалования и рассмотрения жалоб на решения государственных органов о привлечении к административной ответственности установлен главой 30 КоАП РФ "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях"*(2).
Заявления граждан и организаций об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части рассматриваются судом, если это не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (ст. 245 ГПК РФ). Например, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" установлена подведомственность дел, связанных с регулированием Законом отношений (в том числе об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц), арбитражным судам (ст. 36). Арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассмотрение которых отнесено к их компетенции федеральным законом, а также об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в обозначенной сфере (ст. 29 АПК РФ).
Несоблюдение установленного порядка обжалования может иметь следствием отказ в принятии жалобы к рассмотрению.
Подлежит ли возмещению вред, причиненный незаконными решениями, действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц?
В случае признания судом действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц незаконными вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, возмещается за счет казны РФ (ст. 53 Конституции РФ; ст. 15, 16, 1064, 1069 и 1071 ГК РФ). Ответчиком по делам о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа*(3). Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц, в судах выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, т.е. соответствующий федеральный орган государственной власти. При удовлетворении иска выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны РФ из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.
О.А. Стрижова
"Гражданин и право", N 2 февраль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По жалобе общественного благотворительного учреждения "Институт общественных проблем "Единая Европа"" на нарушение конституционных прав и свобод, предусмотренных статьями 255 и 258 ГПК РФ и ст. 2 и 5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
*(2) См. п. 7 и 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и п. 11 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
*(3) См. постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как можно обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц в сфере внешнеторговой деятельности
Автор
О.А. Стрижова
"Гражданин и право", 2006, N 2