Утолите жажду знаний
В наше время трудно представить себе бухгалтера, который не использовал бы в своей работе профессиональную литературу. Ведь законодательная база изменяется очень часто, а законы и инструкции порой пишут таким "птичьим" языком, что они больше напоминают шифровки. Поэтому многие уверены - без бухгалтерской периодики им не обойтись.
Приобретаем
Литературу можно приобрести по-разному. Во-первых, это можно сделать за безналичный расчет (например, оформив подписку в издательстве). Во-вторых, можно просто выдать наличные деньги в подотчет сотруднику. Тогда он сам купит в магазине журналы, которые необходимы для работы.
Итак, у вас появилась литература. Что дальше?
Приходуем
Далее надо определить, как вы будете учитывать купленную (полученную по подписке) литературу. Периодические издания (газеты, журналы) за непродолжительное время морально устаревают, становятся неактуальными. И поэтому многие предприятия в своей учетной политике прописывают, что срок полезного использования периодики составляет 12 месяцев. В этом случае ее учитывают в составе хозинвентаря. Отражают это так:
- получен журнал;
- отражен НДС по полученному журналу.
Обратите внимание, что эту проводку бухгалтер делает не тогда, когда перечислены деньги за подписку, а только после того, как получено само периодическое издание. И только на сумму стоимости конкретного экземпляра журнала или газеты.
Списываем расходы
Момент признания расходов на специализированные издания, как правило, совпадает с моментом их получения. После того как литература получена и оприходована, то делают проводку:
- стоимость издания включена в расходы.
Если издания получены все сразу, то проводку делают на всю сумму. А если поступил очередной экземпляр периодического издания, которое фирма получает по подписке, то в расходы, разумеется, списывают только стоимость этого оприходованного экземпляра.
Выбор счета 20 или 26 при списании стоимости литературы в расходы зависит от того, какое подразделение будет этой литературой пользоваться. Если книги куплены для специалистов основного производства, то лучше использовать счет 20, а если для бухгалтерии, то - счет 26.
НДС принимают к вычету также только со стоимости фактически поступившей и оприходованной литературы (п. 1 ст. 172 НК):
- предъявлена к вычету сумма НДС.
Если издательство или распространитель выставляют счет-фактуру с каждым экземпляром издания, то НДС принимают к вычету в том налоговом периоде, в котором получены данная газета или журнал.
А если издательство выставляет один счет-фактуру на всю сумму подписки в конце подписного периода (с последним номером), то НДС принимают к вычету в полной сумме, но только в том периоде, когда получен счет-фактура. Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса "налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами".
Учитываем в налоге на прибыль
Понятно, что списать стоимость литературы на расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, можно только в том случае, если литература носит производственный характер и используется для коммерческой деятельности фирмы (п. 29 ст. 270 НК). Например, если вы выписываете журнал "Расчет", то смело можете включать его стоимость в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Обратите внимание: в прочие расходы следует включать даже те издания, которые фирма учла как основное средство. Так как в налоговом учете они не подлежат амортизации (подп. 6 п. 2 ст. 256 НК).
Если же ваш руководитель попросил оформить подписку на "Автомобили и тюнинг" или купить "Справочник рыболова", то такие расходы нельзя списывать в целях расчета налога на прибыль. И соответственно нельзя принять к вычету НДС, уплаченный со стоимости этих изданий, так как они не будут использоваться для операций, облагаемых НДС, и не соответствуют никаким другим критериям, установленным в статьях 171 и 172 Налогового кодекса для применения налогового вычета. Стоимость приобретенной непроизводственной литературы включают в состав внереализационных расходов в полной сумме без выделения НДС:
- списана стоимость полученной непроизводственной литературы.
Пресса с доставкой на дом
Некоторые фирмы предоставляют право сотрудникам (обычно руководителям или главным бухгалтерам) оформлять на свое имя подписку на специализированные газеты или журналы. А компания затем компенсирует им средства, потраченные на подписку. Этот способ вызывает больше всего разногласий между бухгалтерами, экспертами и налоговыми инспекторами.
Некоторые налоговые инспекторы и эксперты считают, что компенсацию сотрудникам за профлитературу нельзя включать в расход по налогу на прибыль. Они обосновывают свою позицию тем, что такие выплаты работникам не предусмотрены Налоговым кодексом. По их мнению, из этого следует, что фирма должна выплачивать их за счет средств, которые не учитывают в целях расчета налога на прибыль. Также они полагают, что с суммы компенсации за подписку следует удерживать НДФЛ. Так как данная выплата сотруднику не попадает ни под один из пунктов статьи 217 Налогового кодекса, которая определяет доходы, не подлежащие налогообложению.
Другие утверждают, что такую компенсацию можно выплачивать в соответствии со статьей 188 Трудового кодекса - как возмещение расходов при использовании личного имущества сотрудников. А раз эта компенсация предусмотрена законодательством, то ее можно учитывать в целях исчисления налога на прибыль. И НДФЛ с компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, удерживать не нужно (п. 3 ст. 217 НК).
Своим мнением по этому вопросу с нами поделился аудитор Владимир Новицкий: "Я считаю, что в данном случае ссылка на статью 188 Трудового кодекса не совсем корректна. В ней сказано, что если работник использует свое личное имущество (например, автомобиль) с согласия и в интересах работодателя (допустим, для того, чтобы развезти товар по торговым точкам), то ему полагается компенсация. В этом случае очевидна потребность компании в транспортном средстве. И понятно, что сотрудник действительно использовал свое имущество в интересах работодателя, то есть для выполнения конкретных задач фирмы.
А вот потребность фирмы в периодических изданиях, которые принадлежат сотруднику, неочевидна. Фирма не использует их непосредственно в своей деятельности. Их использует сотрудник для повышения своей квалификации. А если руководство считает, что для фирмы необходимо, чтобы некоторые сотрудники повышали свою квалификацию именно таким образом, то лучше оформить эту компенсацию как один из видов выплат в пользу работников.
Поэтому я бы предложил предусмотреть в трудовых договорах, что фирма в целях повышения профессионального уровня отдельных сотрудников обязуется компенсировать их расходы на приобретение профессиональной литературы. Для этого надо издать соответствующий приказ руководителя фирмы. В нем определить круг сотрудников, которым фирма будет компенсировать расходы на подписку, и перечень изданий, которые они будут выписывать. Также в приказе необходимо прописать цели, например повышение профуровня, получение информации о тенденциях рынка, изменениях в законодательстве. И учитывать эти выплаты как расходы на оплату труда в соответствии с пунктом 25 статьи 255 Налогового кодекса. То есть признавать в расходах по налогу на прибыль и удерживать НДФЛ".
НеобУСНованные расходы
Если фирма работает на упрощенной системе налогообложения, то покупать литературу она может только за счет средств, которые не уменьшают базу по единому налогу. Чиновники из Минфина напомнили об этом в письме от 14 февраля 2005 г. N 03-03-02-04/1/40. Объясняется эта "несправедливость" просто: такой вид расхода не поименован в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, который устанавливает "закрытый" перечень расходов, учитываемых при расчете единого налога.
"Расчет", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru