Методы формирования имиджа в корпоративной стратегии
Ключевые слова: имидж, корпоративная стратегия
Key words: image, corporate strategy
Исследуется взаимосвязь составляющих корпоративной
стратегии организации в практических разработках.
Corporate strategy components linkage in practical
application is being researched.
1. Введение
В настоящей работе рассматривается имидж как абстрактное понятие и его взаимосвязь с другими понятиями в контексте сфер менеджмента и бизнеса. Причина, по которой автор предпринимает исследование, заключается в следующем. Корпоративная стратегия и организационное проектирование зависят от того, в какой степени формализуемости и соотношениях находятся понятия и определения, которые при этом используются. Такие понятия, как "качество", "имидж", "сервис", имеют множество определений, и каждый человек дает не только собственную формулировку, но и показывает свои представления и предпочтения, что является частью чего и как эти понятия взаимосвязаны. Поскольку формализованная и написанная стратегия организации предполагает объединение сознания людей и их энергии по достижению целей, то и общее понимание того, что пишется, становится принципиально важным. Если у разработчиков стратегии перемешана иерархия понятий, описание технологических, временных ресурсных характеристик, то проектирование и реализация стратегии организации будут трудноосуществимы.
Поясним это примером. Средства массовой информации содержат множество предложений консультантов по разработке фирменного стиля организации, организации рекламной компании, разработке сайтов, имиджа, корпоративной культуры. И все это - в относительно короткие сроки - от нескольких недель до нескольких дней. Потенциальный потребитель этих услуг может быть не посвящен, что интенсивная реклама без обеспеченного сервиса может погубить его бизнес. Поставщики услуг, с другой стороны, могут быть не обременены знаниями, что услуги по веб-дизайну нужно предлагать при наличии сформулированной стратегии, а не до то того. Цель работы - пригласить к дискуссии исследователей, занимающихся проектированием корпоративной стратегии. В первую очередь - с философской, лингвистической и психологической позиций. Также представляется, что мы сможем приблизиться к практическому инструментарию корпоративного планирования.
2. Термины и определения
Обсуждаемые понятия, термины и определения, как и их перечень, являются одним из возможных. Определения даются автором в относительно свободной форме. Делаем также допущение, что из-за очень сложной связи и разнородности исследуемых понятий наши результаты имеют больше методическое, чем практическое значение. Перечень не имеет пока иерархии по степени абстракции, а, следовательно, и ранжирования, в каком порядке понятия разрабатывать. Это нам предстоит сделать позже.
Имидж - образ объекта во внутренней и внешней среде.
Сервис - создание комфортного состояния клиенту - то, что делает ваш продукт, услугу предпочтительными.
Качество - соответствие требованиям и ожиданиям.
Цена - эквивалент товара в денежном выражении.
Реклама - приемы и способы продвижения продукции на рынке.
Корпоративная культура - свод формализованных, а также неписаных систем и правил существования организации.
Системы мотивации - отношения, регулирующие причины поведения людей в организации.
Фирменный стиль - физические и материальные признаки организации, обеспечивающие ее узнаваемость и отличимость.
Кодекс поведения - свод правил, регулирующих отношения.
Кодекс одежды - свод правил одежды работников в служебное и рабочее время.
Ценности - относительные предпочтения и приверженности людей.
Миссия - главная цель организации.
Стандарты управления - формализованные документы с описанием различных систем и правил деятельности.
3. Экспертная матрица коррелирующих понятий
Матрица попарных сравнений даст нам возможность выстроить последовательность разработок. Используем простое правило: А важнее Б. Например, сравниваем "имидж" и "сервис" и решаем, что разработка имиджа сложнее, труднее, требует больше ресурсов, следовательно - важнее, чем составление и внедрение систем сервиса клиента. Автор, естественно, предлагает каждому читателю-исследователю выразить свое видение и свободу экспертизы. Для этого нужно взять пустую таблицу и заполнить ее. Итак, в горизонтальной строке "имидж" на пересечении с колонкой "сервис" ставим единицу "1", а в горизонтальной строке "сервис", на пересечении с колонкой "имидж", ставим ноль "0". Таким образом, заполняем всю таблицу. Ниже представлено авторское исполнение заполнения таблицы.
Имидж | Сер- вис |
Качес- тво |
Цена | Рек- лама |
Корпора- тивная культура |
Системы мотива- ции |
Фирменный стиль |
Кодекс пове- дения |
Кодекс одежды |
Цен- ности |
Мис- сия |
Стандар- ты уп- равления |
Сумма: | Рейтинг | |
Имидж | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 10 | 3 | |
Сервис | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | 4 | |
Качество | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 | 5 | |
Цена | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 12 | |
Реклама | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 11 | |
Корпоративная культура | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 11 | 2 | |
Системы мотивации | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 5 | 8 | |
Фирменный стиль | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 | 10 | |
Кодекс поведения | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 | 9 | |
Кодекс одежды | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 13 | |
Ценности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 | 1 | |
Миссия | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 7 | 6 | |
Стандарты управления | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 6 | 7 |
4. Разработка стратегического плана
Приступаем к составлению первого наброска разработки стратегического плана. Для этого можно использовать как карандаш и бумагу, так и приемлемые программные средства, например - MS Project. Мы знаем, простого написания приоритетов в плане нам достичь не удастся. Выполнение задач придется выражать во времени, ресурсной емкости. Это может выглядеть следующим образом. (убрать точку после 1-й и т.д.)
"Рисунок 1"
5. Заключения
1. Разработки консультантов по корпоративной стратегии и организационному проектированию должны подаваться в комплексе.
2. Предлагаемую методику можно продвинуть строгим подбором монохромных понятий и полярные оценки (0-1) заменить системой весовых коэффициентов, а матрицу сделать многомерной.
3. Разработчикам основ менеджмента и бизнеса, консультантам, возможно, данный подход поможет составить правильное описание и структуру своих услуг и продукции.
Н.И. Плотников,
к.т.н.
"Управление персоналом", N 7, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.