Интернет-технологии в развитии персонала
Сегодня уже никого не приходится убеждать, что стоимость бизнеса создает персонал компании. Персонал рассматривается как один из основных ресурсов компании. Большинство руководителей осознают необходимость увеличения эффективности этого вида ресурсов и меняют представления о персонале: от центра затрат к центру инвестиций. Совершенно очевидно, что эффективность производственной деятельности персонала напрямую зависит от уровня его профессиональной подготовки.
Осознание этого привело к тому, что в 2002 г. Правлением ОАО РАО "ЕЭС России" была принята Программа реформирования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала холдинга. Выполнение Программы позволило создать в электроэнергетике современную систему профессионального обучения всех категорий сотрудников в соответствии с бизнес-целями энергетических компаний.
Для решения задач обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг, актуализации знаний в связи с динамично меняющимися представлениями по вопросам реформ в электроэнергетике, повышения эффективности инвестиций в профессиональную подготовку персонала и ряда других в ходе выполнения Программы в 2004 г. был создан Интернет-портал "Информационное пространство развития человеческих ресурсов электроэнергетики" (http://www.raoees.edu.ru).
Основной целью создания портала стала организация информационного поля в области развития персонала на базе информационных технологий.
Портал содержит систему дистанционного обучения (СДО) персонала, в которой используются технологии компаний УНИАР и "Прометей". Локализуя проблему применения информационных технологий в области развития персонала, автор хотел бы рассмотреть вопросы, связанные с организацией дидактических процессов в СДО.
Опыт показывает, что никакие супер-тренажеры, экспертные системы и возможности генерировать голографические изображения не дают требуемого эффекта в обучении с использованием СДО. Проблема обеспечения гарантированного достижения целей профессиональной подготовки - в организации самого процесса обучения, т.е. проблема должна рассматриваться главным образом в педагогической плоскости.
В этой связи совершенно адекватным проблеме является построение дидактических процессов дистанционного обучения на базе педагогических технологий деятельностного подхода в обучении.
Такой подход основывается на результатах методологической работы по переосмыслению концептуального аппарата в педагогике, проведенной русскими учеными Л.С. Выгодским, С.Я. Рубинштейном, А.И. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, В.В. Давыдовым, К.Ф. Талызиной, В.П. Беспалько, С.Я. Батышевым.
В рамках этого подхода необходимо рассматривать возможность разработки дидактической системы СДО Под дидактической системой (ДС) понимается определенная совокупность взаимосвязанных методов, процессов и средств, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного дидактического влияния на формирование личности с заданными профессиональными качествами.
Дидактические системы содержат следующие составные элементы:
- обучающиеся ("объект системы");
- цели обучения;
- содержание обучения;
- дидактические процессы;
- преподаватели или технические средства обучения ("субъект системы");
- организационные формы обучения.
Структуру дидактической системы УЦ для подготовки персонала можно представить схемой, показанной на рис. 1.
/------------------------\
| Стандарты специалистов |
\------------------------/
/------\ /---------------------------------------------------\ /----\
|Канди-| | Дидактическая задача| Технология обучения | |Обу-|
|даты | |-------------------------+-------------------------| |чен-|
|на |--| Дидактическая задача ---+-Дидактические процессы |--|ный |
|обуче-| | | | |пер-|
|ние | | Содержание обучения ----+-Организационные формы | |со- |
| | | | | | | |нал |
| | | | | | |
| | | Обучающиеся -----------+-Преподаватель и ТСО | | |
\------/ \---------------------------------------------------/ \----/
Рис. 1. Структура дидактической системы УЦ
В рамках указанной на рис. 1 структуры осуществляются все взаимодействия обучаемых ("объекта процесса обучения") и педагогов ("субъектов обучения"), которыми определяется процесс формирования знаний. При этом системообразующим элементом являются цели обучения. Дерево целей, с учетом глобального, профессионального и оперативного уровней, может быть построено, как указано в табл. 1.
Цели обучения формируются как результаты обучения, выраженные в таких действиях обучаемых, которые преподаватель (или другой эксперт) может надежно опознать и однозначно проверить. Цели подготовки персонала формулируются в нормативных документах и договорах на обучение, уточняются и конкретизируются при разработке учебных программ и планов занятий. Существует иерархия педагогических целей, приведенных в табл. 1.
Табл. 1
Уровень целей | Формы воплощения | Дидактические процессы |
I. Глобальный уровень (цели фо- рмируются вышестоящей организа- цией) |
Социальный заказ | Составление моделей специалиста |
II. Профессиональный уровень (цели формируются методистами) |
Целевые установки по моду- лям и курсам подготовки |
Составление структурно-логической схе- мы подготовки специалиста. Составление учебных программ, разработка, выбор методов и форм обучения |
III. Оперативный уровень (цели формируются руководством обуче- ния, преподавателем) |
Цели отдельных разделов курсов. Цели учебных тем и учебных вопросов |
Составление структур курсов. Разработ- ка методических приемов, организация учебной деятельности обучаемых и диаг- ностика достижения целей обучения |
Цели подготовки определяют содержание обучения.
Основополагающим в части определения содержания понятием является модель специалиста (перечень знаний - умений и необходимых личностных качеств персонала). Она определяется тремя способами: директивным, экспертным и экспериментальным. Модели специалиста закрепляются в профессиональных квалификационных требованиях и квалификационных стандартах профессионального образования. Они могут носить форму профессиограмм и определяют содержание обучения или оценки готовности к профессиональной деятельности. В основном, модели специалистов разрабатываются экспертным путем с последующим уточнением в процессе производственной деятельности.
Формой представления моделей специалистов являются профессиограммы. Они содержат функции, которые необходимо выполнять персоналу в соответствии с должностными обязанностями. Функции, исполняемые персоналом, определяются по действующим аналогам, в соответствии с опытом экспертов и в результате экспериментальных работ, проводимых с целью определения профессиограмм.
При проектировании учебной деятельности необходимо исходить из структуры, определяемой в виде следующих четырех последовательных уровней, отображающих картину развития опыта (компетентности):
первый - узнавание (воспроизведение с подсказкой, с помощью извне) объектов, свойств, процессов, методов деятельности;
второй - воспроизведение информации, операций, методов деятельности (деятельность по представлению информации);
третий - продуктивная алгоритмизированная деятельность (по заданным алгоритмам);
четвертый - продуктивная творческая деятельность путем конструирования новой программы деятельности (эвристическая деятельность).
Для организации учебной деятельности кроме учета уровней усвоения необходимо определить ряд других ее параметров. Одним из основных является научность или степень абстракции. Степень абстракции (научности) профессиональных навыков (знаний), необходимых для исполнения занимаемой должности, различна и делится на несколько ступеней. Можно выделить четыре таких ступени:
ступень А - внешнее описательное изложение явлений;
ступень Б - элементарное объяснение свойств объектов на качественном уровне (форма, цвет и т.д.);
ступень В - объяснение явления с изложением количественных характеристик;
ступень Г - объяснение явления с высокой степенью абстракции на базе общих законов наук с высоким уровнем математического обоснования.
Построение дидактических процессов с использованием деятельностного подхода в обучении позволяет корректно оценить результаты обучения, а правильно организованный учебный процесс (с адекватно определенным шагом обучения и организацией учебной деятельности с применением возможностей интернет-технологий) гарантирует достижение целей обучения.
Необходимость оценки задач четвертого уровня сложности является совершенно отдельной задачей. Ее решение возможно, по мнению автора, с использованием математического аппарата нечетких множеств.
Постановка вопросов дидактического обеспечения СДО позволяет рассматривать созданный в энергетике интернет-портал в роли мощного средства повышения качества образовательных услуг и, в конечном итоге, создания конкурентных преимуществ энергетических компаний.
Являясь основным компонентом интернет-портала, СДО - не единственный его сервис, который используется в системе развития персонала ОАО РАО "ЕЭС России".
Интернет-портал обеспечивает и реализацию ряда других полезных возможностей.
1. Предоставление информации:
- о кадровой политике РАО "ЕЭС России";
- о бизнес-процессах предприятий образовательного комплекса электроэнергетики;
- о событиях в области развития персонала электроэнергетики;
- о событиях в образовательном сообществе России и странах СНГ (через сайты образовательных организаций);
- о событиях в бизнес-сообществе через трансляцию передач телеканала РБК;
- об учебных программах вузов, институтов повышения квалификации, колледжей (техникумов), учебных центров;
- о семинарах, тренингах и других формах краткосрочного обучения;
- о курсах дистанционного обучения и иных Интернет-технологиях в области развития персонала;
- о тренажерах и других технических средствах обучения.
2. Организация закупок образовательных услуг в очной, заочной и дистанционной формах обучения по всем направлениям профессиональной подготовки персонала на конкурсной основе (В2В площадка, Интернет-магазин).
3. Предоставление доступа к сервисам:
- по оценке персонала;
- по подбору и найму персонала;
- по пользованию электронной библиотекой нормативной и технической документации.
4. Дистанционное обучение по рекомендуемым курсам.
5. Предоставление коммуникационных услуг в виде:
- внутренней электронной почты с неограниченным числом абонентов;
- форумов без ограничения числа тем и участников;
- видеотрансляции всем пользователям портала;
- видеоконференции по особому заказу;
- аудиосвязи с возможностью организации аудиоконференций;
- трансляции всем пользователям портала передач телевизионного российского бизнес-канала (РБК).
Предполагается развитие сервисов и функций Интернетпортала в 2005 г.
Выполнение этих и ряда других функций делает Интернетпортал связующим звеном всей системы профессиональной подготовки персонала холдинга. Количество и качество предоставляемых им сервисов высоко оценено в России и за ее рубежами. Адрес портала известен практически во всех дочерних и зависимых обществах ОАО РАО "ЕЭС России". Его сервисы от информационных до полноценных курсов дистанционного обучения используются при организации профессиональной подготовки персонала ДЗО начиная с ноября 2004 г. и в странах - членах Электроэнергетического совета СНГ.
Создание Интернет-портала позволяет формировать систему развития персонала на новой технологической основе с использованием рыночных принципов функционирования.
С.В. Мищеряков,
канд. техн. наук, начальник отдела развития
персонала ОАО РАО "ЕЭС России"
"Управление персоналом", N 8, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.