Передача знаний на расстоянии
30 лет назад человек обучал компьютер, теперь все наоборот. В Интернете, на прилавках компьютерных магазинов и даже на сервере собственного офиса вы можете найти обучающие программы по разным темам: "Работа с претензиями", "Основы фен-шуй", "Проектный менеджмент " и "Мастер переговоров". Существует две разновидности дистанционного обучения (ДО):
1. Система обучения, которая базируется на использовании компьютерных средств связи и позволяет обучающемуся на расстоянии взаимодействовать с преподавателями, другими студентами и неограниченным объемом информации (Интернет). То есть такая система является "открытой", обучающийся может, например, не только получать информацию, но и добавлять свои знания в общую информационную базу.
2. Компьютерная программа, которая дает возможность обучающемуся узнать некую информацию, выполнить практические задания по теме и пройти контрольный тест. Причем эта программа является "закрытой", т.е. однажды кем-то созданной и после этого существующей в неизменном виде.
Исходя из такого описания и понимания дистанционного обучения, мы предлагаем сравнить этот способ учиться с другим, более привычным и знакомым очным обучением. Для того чтобы такое сравнение помогло нам лучше выявить специфику ДО, мы решили выбрать 3 критерия: знания, умения и установки.
Знание - это совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности.
Умение - это освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Установка - готовность, предрасположенность человека действовать определенным образом в определенных условиях.
А для сравнения с ДО взяли тренинг и лекцию.
ЗУУ | ДО | Тренинг | Лекция |
Знания | Почти неограниченный объем знаний по теме и смежным областям. |
Обычно минимальные зна- ния, необходимые для формирования нужного умения и изменения ус- тановок. |
Знания, выбранные лектором зачастую по субъективным критериям. |
Умения | Могут быть сформированы с помощью иллюстраций, практических зада- ний, упражнений. При этом велика вероятность формирования искажен- ного умения, если речь идет об умениях, которые не могут быть проверены при взаимодействии с компьютером (например, умение фо- рмировать доверительные отношения с клиентом). Могут быть сформированны только те умения, которые обучающийся может тренировать, взаимодействуя с компьютером, например: анализ текста, решение математических задач, анализ ситуации и принятие решения, попадание "мышкой" в то- чку на мониторе и т.п. |
Могут быть сформированы путем демонстрации тре- нером, рассказа, инди- видуальных упражнений и т.п. |
Умения не могут быть сфор- мированы, т.к. лекция не предполагает упражнений и практических заданий. |
Установки | Могут меняться, но есть опас- ность, что сформируются искажен- ные установки, т.к. неизвестно, как обучающийся интерпретирует получаемую информацию. |
Могут меняться. Вероят- ность формирования ис- каженных установок ме- ньше, так как тренер может специально отсле- живать этот момент и корректировать при нео- бходимости. |
Могут меняться, но есть опасность, что сформируются искаженные установки, т.к. неизвестно как обучающийся интерпретирует получаемую информацию (если только он сам не решит сообщить об этом лектору). |
На данный момент на рынке бизнесобучения выбор происходит между дистанционным обучением и бизнес-тренингом. Поэтому мы будем выделять плюсы и минусы ДО относительно тренинга.
Плюсы ДО по сравнению с тренингом:
Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Программы дистанционного обучения часто содержат рекомендации относительно продолжительности изучения всего курса и его разделов, однако обучаемый волен сам выбирать продолжительность своих занятий.
Модульность. Компания или специалист имеет возможность выстраивать систему развития из набора независимых учебных программ - модулей, которая будет отвечать индивидуальным потребностям обучающихся.
Охват материала. Программы дистанционного обучения могут включать достаточно большой объем информации. Помимо структурированного материала по теме, обучаемый может найти в программе многочисленные ссылки на электронные материалы, базы знаний и данных.
Экономичность. Приобретая или разрабатывая программу дистанционного обучения компания получает возможность одновременного обучения большого числа сотрудников. Кроме того, содержание курса может быть сконцентрировано на конкретных профессиональных задачах обучающихся, а формат дистанционного обучения позволяет адаптировать программу к специфике бизнеса. Таким образом, особенности представления учебной информации и широкий доступ к ней снижают затраты на подготовку специалистов.
Психологический комфорт. Индивидуальное обучение может помочь избежать сложностей, типичных для большинства тренингов: сопротивления участников, негативной реакции на обратную связь со стороны коллег и тренера, часто болезненного перелома стереотипов, представлений о привычных способах деятельности. Минусы ДО по сравнению с тренингом:
Сложность контроля. Сложно контролировать, как обучающийся понимает знания, правильно ли формируются умения и установки. Этот аспект становится особенно важным, если мы говорим о формировании установок, развитии деловой и личной сферы. Например, это касается тренингов уверенности или тренингов, где обучают управлять собственным эмоциональным состоянием.
Ограниченная возможность формирования умений. Рассмотрим, к примеру, коммуникативные тренинги ("продажа", "переговоры", "управленческая коммуникация " и др.) Компьютерная программа может содержать объемную информацию о вербальных и невербальных аспектах общения, громкости речи и интонации, вариантах решения различных коммуникативных ситуаций ("претензия", "конфликт " и т.п.). Однако она не может включить в себя все возможные варианты решения, учесть индивидуальность обучаемого, "услышать" его и предоставить обратную связь. Таким образом, при развитии коммуникативных умений идеальной является ситуация реального общения, которая на нынешнем этапе развития информационных систем может быть смоделирована только на тренинге.
Отсутствие оперативной обратной связи от обучающегося. В ходе тренинга тренер может реагировать не только на замечания, вопросы учащихся, но даже на изменение их позы, свидетельствующие об отношении к материалу. То есть, если участники "скучают" и не видят важности изучения того ли иного материала, тренер может изменить форму работы, тему или аргументировать необходимость изучения предлагаемого содержания. В системах программ дистанционного обучения это практически невозможно.
Невозможность перенимать неявные знания (tacit knowledge). Не секрет, что в ходе тренинга основным материалом зачастую является не информация, предлагаемая тренером, а знания и опыт самих участников. Специальные формы работы (работа в малых группах, совместный анализ и структурирование опыта, мозговой штурм и психодраматические упражнения) позволяют получить множество уникальных вариантов решений, выявить закономерности, специфичные для профессиональной группы или области бизнеса участников. Таким образом, в тренинге участники и тренер передают друг другу не только явные, но и "скрытые" знания, часто даже неосознаваемые ими. В программе дистанционного обучения может быть передано только то, что вербализовано, высказано словами.
Итак, мы рассмотрели преимущества и ограничения программ дистанционного обучения в сравнении с тренингом.
В заключение хотелось бы добавить: мы не противопоставляем тренинги и программы электронного обучения. В систему обучения в компании могут быть логически встроены как бизнес-тренинги, так и программы ДО. Иногда, в силу объективных обстоятельств, дистанционное обучение остается единственно доступным способом освоения материала. ДО может дополнять тренинги, закреплять и расширять полученные знания и умения, а может служить стартовой площадкой перед "шлифовкой" ключевых умений на тренинге.
Т. Злоказова,
тренер-консультант компании Ars Vitae
Ф. Коноров,
тренер-консультант компании Ars Vitae
"Управление персоналом", N 8, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.