Новый год для всех? Или для каждого?
"Как прошел прошлый корпоративный Новый год?" - такой вопрос был задан трем категориям сотрудников, причастных к этому мероприятию: руководителям компаний, HR-менеджерам и сотрудникам различных корпоративных отделений.
"Было приятно выйти в свет, в красивом платье... Танцевали до утра... Играли в боулинг, мужики напились, как всегда... Был прикольный Дед Мороз... нам спела Алена Апина, лучше бы "ВиаГра" ..." - в принципе неплохие воспоминания рядовых сотрудников.
"Наш менеджмент не умеет развлекаться... Пахала без продыху: на меня повесили и сценарий, и конкурсы... Самое неприятное потом - обязательно кто-нибудь скажет, что было скучно... и, действительно, хорошо бы повеселее, но за такой бюджет..." - не слишком оптимистичные выводы службы персонала.
"Праздник нужно проводить. Это важно, нужно, хорошо... Для меня главное - отдать деньги... и чтоб не мучили... Повезли за город: дорого и неэффективно, после банкета все просто пьют в номерах, какое там командообразование!" - узнаете голос владельца?
На вопрос "а что бы хотелось?" у всех почему-то голоса становятся тише, взгляды туманнее, уверенность как-то растворяется и ответы одинаковые: "В сказке хотелось побывать..."
Про сказку более или менее понятно: это чтобы Баба Яга или новогодние приключения Маши и Вити, Змей Горыныч, Кащей и спасти Снегурочку. Ну и, конечно, Гарри Поттер и "Ночной дозор".
Но стоит обратить внимание на вот это "побывать" - не посмотреть, не заглянуть, а именно поучаствовать. Вспомним любимые новогодние фильмы: "Чародеев" или "Карнавальную ночь" - главное в них то, что сами герои попадают в калейдоскоп событий, именно от них требуется меткость, стойкость, живость и, разумеется, "командный дух".
Активно! Самое сложное - сделать так, чтобы Новый год был создан не бригадой артистов, не взмыленной службой персонала, не развязным ведущим, а самими участниками праздника. Как этого добиться? Пожалуй, потруднее, чем организовать традиционный банкет с караоке.
А вместе с тем активность народа в этот праздник заложена исторически: веками россияне катались на санях, наряжались в карнавальные костюмы, колядовали. Традиция дремать у "Голубого огонька" над салатом "оливье" насчитывает только несколько десятков лет и меркнет на фоне разудалого веселья новогодних дней.
Однако уже глубоко в душах представителей службы персонала укоренилось сомнение: "Пойдут ли наши на это?" (речь идет о катание на санях); "Вряд ли вам удастся всех вовлечь..." (это о "Взятии Снежной крепости" - есть такая игра); "А вы не боитесь, что все напьются и не станут играть в "Клондайк"?" (еще одна зимняя игра). Пугает также перспектива предложить сотрудникам побывать в сказке. Интересно, что представители всех трех категорий опрошенных сами в сказке побывать очень бы хотели, но вот загадочные они (сотрудники, управленцы или подчиненные в зависимости от респондента) ни за что не согласятся!
Но не однажды в процессе социологического исследования руководители компаний, представители служб персонала и сам персонал с улыбкой произносили: "Ну, сказку все хотят".
И ведь правда. В метро все прячутся за разноцветными обложками романов Лукьяненко и Ника Перумова, дома (а иногда и в офисе) тонут в виртуальности. Сказка манит нас, но почему-то сложно в этом признаться...
Однако, как показывает опыт, самым сложным для заказчика является момент, когда он подписывается под решением: "Играем!"
Не было и праздника, который не начинался бы с пятиминутки робких вопросов, вроде "а что с нами будут делать?", и предложений вместе выпить и разойтись. Эти пять минут разделяют два мира. И вот уже включенные в процесс, азартные, веселые, с горящими глазами участники игры осуществляют свою детскую мечту - побывать в сказке.
Невозможно создать одну универсальную сказку для всех. Даже в одной компании работают люди с разными вкусами на Попа, Попадью и их единственного отпрыска женского пола. Что уж говорить о разных компаниях. Именно поэтому львиная доля работы происходит за столом переговоров с представителями управленческого звена фирмы.
Кто работает в компании? Что они хотят, чем интересуются, чем живут и что хочет руководство? Вот главные вопросы, без ответов на которые невозможно создать хороший праздник.
Даже банкет с привлечением сотрудников важно сделать индивидуальным.
Конкурсы и смешные викторины приобретают совсем другой вкус, если ведущий не безлично вытащит на сцену того, кто под руку попался, а, проведя энное количество часов за чашкой чая с HR-менеджером, индивидуально для каждого сотрудника подберет задание, заранее придумает номинацию на награду (серьезную или шуточную), создаст программу, попадающую в струю корпоративной культуры.
3-4-часовая игра на свежем предновогоднем воздухе, в помещении пансионата или ресторана тем более требует понимания вкусов и интересов сотрудников фирмы.
Признаемся честно, в предновогодней суете для каждой компании придумать новую игру практически невозможно. Креативно адаптируем, видоизменяем, перелицовываем под интересы заказчиков то, что уже было создано, ведь интересная игра создается профессионалами месяцами. Но случается производить на свет и совсем новые игры.
Помогает то, что готовились заранее, пытались понять интересы и модные тенденции сегодняшнего дня.
Волшебство начала XXI века сконцентрировано все-таки в мире фэнтези и компьютерных игр. Выходят из сумрака представители Дневного дозора и вступают в схватку с Гесером и его молодцами. Маги и короли задают нелегкие задачи тем, кто проходит лабиринт. Лорды и рыцари захватывают замки...
Но не отстают в увлекательности и полуспортивные игры: На различных этапах представители противоборствующих команд участвуют в "Сиамском футболе", стреляют из луков, азартно состязаются в силе, доблести, скорости.
Не зарастает тропа любви к "Великолепной семерке" и героям Клинта Иствуда. А вот Джеймс Бонд энтузиазма не вызывает, как и Человек-Паук, не живые они, нарисованные персонажи... Зато мафия бессмертна. В стилизованных под гангстерскую тему клубах и ресторанах сотрудники с удовольствием играют роли "крестных отцов", отдавая дань любимой игре подростковой эпохи и фильмам из того самого видеосалона в соседнем доме. Популярной оказалась и "шпионская" тема.
Одним из наиболее интересных, правда, и недешевых продуктов являются так называемые ролевые игры. Такая игра прописывается под интересы сотрудников и под точное количество людей на празднике. Каждый человек получает роль, детально прописанную в контексте сюжета. Все зависят от всех, а потому каждый игрок важен и максимально задействован. Вот, например, выдержки из вариантов "ролевой загрузки" шпионской игры "Яхта".
Фернандо сапота
Вы - оберштурмбаннфюрер СС Генрих Кляйнкопф... В декабре 1944 года вы стали членом секретной организации "Возрождение". Эта организация состояла из представителей высшего и среднего руководства нацистской Германии, которым к осени 1944 года стало ясно, что Третий рейх обречен. Программа организации предполагала захват власти в Германии и возрождение ее тающего могущества с помощью "оружия возмездия", разработка которого велась в одной из секретных лабораторий. Исследования должны были дать результат к середине 1945 года. Но в марте 1945-го лабораторию неожиданно ликвидировали, и ваша организация потеряла ее след. Информация об "оружии возмездия" неожиданно появилась в конце апреля 1945 года в одной из сводок вашей резидентуры в Испании в связи с яхтой "Глория". Вас направили в Испанию, в Кадис, для обнаружения и захвата этого оружия (или технической документации, или сотрудников лаборатории).
Вы прибыли на яхту за неделю до отплытия, и вам удалось занять вакантное место старшего помощника капитана на условиях полного ему подчинения и несения вахты. Здесь вы находитесь под именем Фернандо Сапота и выдаете себя за испанца. Но испанского паспорта у вас нет, и прибытие в любой порт может вызвать осложнения, тем более что у вас на левой руке есть компрометирующая вас наколка "СС" - по ней легко можно догадаться, что вы - нацист.
Управление яхтой заключается в том, что каждые 10 минут вы или капитан перемещаете на карте Атлантики флажок на одну клеточку по вертикали или горизонтали. Для пассажиров вход в рубку воспрещен.
Итак, ваши игровые задачи:
- обнаружить секретное оружие (или техническую документацию на него, или создателей этого оружия);
- привести яхту в порт Сальватор;
- приобрести паспорт, если не удастся выполнить предыдущие две задачи.
Не забудьте, что у вас наколка "СС" на левой руке (напомните об этом мастеру при получении инструментария), что ваш пистолет находится у капитана.
Карлос сантана
Вы родились в 1895 году, в 1917-м окончили С.-Петербургскую военно-медицинскую академию. После революции, которую вы не приняли как дворянин и как офицер, вы оказались в армии генерала Деникина. После разгрома армии в 1919 году вы перебрались в Крым, а затем, осознав бессмысленность дальнейшего кровопролития, вы покинули Россию. При этом вам удалось вывезти картины русских художников и драгоценности. С 1924 года под именем Карлоса Сантаны вы обосновались в Испании. Впоследствии вам удалось получить испанский паспорт. Деньги, вложенные в банки этой страны, обеспечили вам безбедное существование. Сейчас вы очень богаты, а ваша коллекция произведений русской живописи и культуры пополнилась за эти годы многими ценными экземплярами.
В вашей душе до сих пор живет и обида на большевиков, и ностальгия по Родине. Перемены, происходящие в России, вас не радовали. Но нападение на Советский Союз фашистской Германии болью отозвалось в вашем сердце.
На эту яхту вы устроились корабельным врачом, узнав, что фашисты вывозят на ней произведения искусства, награбленные в России и странах Восточной Европы. Вы не хотите, чтобы эти ценности навсегда исчезли для мировой культуры, поэтому взяли большую сумму денег (30 тыс. долл.) в расчете на возможность покупки и пополнения коллекции.
Вы давно уже не занимались медицинской практикой, и вам пришлось потратить немало времени на чтение последней медицинской литературы. Из нее вы узнали, что на побережье Атлантического океана обнаружена вспышка тропической лихорадки. Первым признаком этой болезни считают появление красных пятен на предплечьях до локтевого сгиба. Заболевание протекает стремительно, вскоре после заражения больной падает в обморок и умирает в течение часа. В аптечке на корабле вы нашли сыворотку от этой болезни. Кроме нее там был одноразовый шприц со снотворным и одна ампула с противоядием, которое действует в течение пяти минут после отравления.
Итак, ваша игровая задача:
- обнаружить и купить произведения искусства для своей коллекции, получить официальный документ на право владения покупкой.
Не забудьте получить у мастера:
- шприц со снотворным;
- ампулы с сывороткой от тропической лихорадки;
- ампулу с противоядием;
- испанский паспорт на свое имя;
- деньги в сумме 30 тыс. долл.
Подобные "ролевые загрузки" получает каждый игрок. Игра, построенная на взаимодействии персонажей и их ролевых задач, получается азартной и захватывающей. Такой новогодний праздник, заканчивающийся банкетом, на котором сотрудники живо обмениваются пережитыми эмоциями, запомнится надолго. Кроме того, играя роли, сотрудники получают возможность изменить привычный способ взаимодействия друг с другом, отойти от стереотипов, что, безусловно, помогает решить многие задачи командообразования.
Похожие ролевые игры можно прописать под темы и сюжеты, любимые именно в этой отдельно взятой компании. Таким образом, каждая такая игра становится новой книгой, но написанной именно для вас и дающей возможность самим творить сюжет.
"Ролевая игра", подвижный праздник на открытом воздухе или банкет с конкурсами и номинациями намного живее проходят и надолго запоминаются, если несут в себе индивидуальный подход в совокупности с активной включенностью самих участников.
"Как вам кажется, что было бы интереснее для ваших сотрудников: чтобы их развлекали или чтобы они сами были активны?" - такой вопрос был задан в социологическом исследовании.
"Пожалуй, чтобы сами..." - ответили почти все.
К. Щурова,
С. Ремер
"Управление персоналом", N 1-2, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.