Организация напечатала книгу. Тираж реализуется различным покупателям:
- магазинам;
- оптовым покупателям, которые развозят товар по другим городам;
- физическим лицам из издательства;
- иностранным студентам за границу.
Директор планирует разброс цен реализации от 170 до 270 руб.
Может ли организация не выполнять условия ст. 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг в целях налогообложения" НК РФ?
Скорее всего, да. Дело в том, что отклонение цены реализации более чем на 20% от рыночной цены не является единственным условием для доначисления налогов.
При определении рыночной цены должны учитываться и другие факторы, на нее влияющие, в частности:
- количество продаваемых экземпляров в рамках одной партии (например, 1000 экземпляров для магазинов и оптовых покупателей и 1 экземпляр для конкретных физических лиц) (п. 9 ст. 40 НК РФ);
- территория, на которой распространяются экземпляры (Россия или иностранное государство) (п. 5 ст. 40 НК РФ);
- условие платежа (наличными - для физических лиц из издательства, на банковский счет - для иностранных студентов) (п. 9 ст. 40 НК РФ).
Иными словами, факт разброса цены в рассматриваемом случае может быть обусловлен вполне объективными причинами, не связанными с желанием компании уклониться от уплаты налогов.
Эту же мысль отразил и Конституционный суд РФ в Определении от 04.12.2003 N 442-О, где указано, что условные методы расчета налоговой базы, предусмотренные в ст. 40 НК РФ, применяются, только когда есть основания полагать, что налогоплательщик искусственно занижает налоговую базу.
В этой связи, если разброс цен реализации в организации обусловлен объективными причинами (например, скидка оптовикам обусловлена большой величиной закупаемой партии), то оснований для доначисления организации налогов у налоговых органов не будет.
Для того чтобы снизить риски налоговых претензий, можно разработать и утвердить в организации положение о маркетинговой политике, в котором бы подробно описывались параметры и причины ценообразования в разрезе отдельных категорий клиентов.
Е. Шершнева
1 апреля 2006 г.
"Новая бухгалтерия", выпуск 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16