"Система с видом на будущее"
(интервью с А. Зусиным, заместителем председателя Правления
АКБ "Электроника" и Г. Киперваргом, заместителем генерального
директора "R-Style Softlab")
В середине марта 2006 г. московский банк "Электроника" и компания "R-Style Softlab" объявили об окончании проекта по внедрению интегрированной банковской системы RS-Bank V.6 и о завершении первого этапа построения в банке централизованной АБС. За подробностями мы обратились к заместителю председателя Правления АКБ "Электроника" Аркадию Зусину и заместителю генерального директора "R-Style Softlab" Галине Киперварг.
БДМ: Аркадий Эдуардович, во многих банках разумное сочетание бизнес-стратегии и ИТ-стратегии становится камнем преткновения. Как эта проблема была решена в вашем банке?
А.З.: Банк "Электроника" современный динамичный банк, оперативно реагирующий на потребности активно развивающегося сегодня по всей стране производства. Стратегические цели банка на ближайшие 5-10 лет предусматривают открытие отделений "Электроники" во всех ключевых регионах страны и расширение международного сотрудничества. Такие планы требуют серьезной поддержки со стороны ИТ-инфраструктуры банка. Поэтому мне было очевидно, что ИТ-стратегия должна сразу развиваться параллельно с бизнес-стратегией.
ИТ-сектор обязан оперативно реагировать на запросы бизнеса. Поэтому нужны решения, позволяющие быстро и качественно выполнять любые бизнес-задачи кредитной организации. Чтобы банк был конкурентоспособным, любая его полезная задумка должна быть в сжатые сроки реализована на рынке. Вот почему предложенная "R-Style Softlab" схема работы по централизации АБС с самого начала показалась мне интересной. Она отвечала стратегии регионального развития банка. Дело в том, что в этом году открываются еще 5 филиалов банка, и это в дополнение к 2 уже функционирующим филиалам. Делая такой серьезный качественный скачок, необходимо было сразу четко просчитать, какие задачи будет решать банк в новых для себя регионах - перечень услуг там будет весьма широким. Чтобы все выполнить, по идее, нужно было бы имеющиеся ресурсы "Электроники" умножить на 5 - но это так сразу невозможно. Быстро найти достойные решения в регионах - тоже вряд ли выполнимая задача.
Здесь на выручку пришел централизованный подход, уже обкатанный в двух работающих филиалах и позволивший масштабировать бизнес. Созданное совместно с "R-Style Softlab" типовое решение дает возможность в кратчайшие сроки развернуть АБС в любом регионе. К примеру, в только что открывшемся в Санкт-Петербурге филиале развертывание системы заняло около трех недель. Конечно, в каждом регионе - своя специфика, потребности и возможности, но на помощь приходит уже наработанная база предложений для клиентов, которую и будет повсеместно использоваться. Опыт показывает, что сразу привести продуктовый ряд в филиалах к уровню головного банка трудно, однако за счет масштабирования сделать это проще и быстрее. Кроме того, такой подход гарантирует и конкурентное преимущество, поскольку обычно процесс открытия филиала и его вхождения в рынок бывает весьма длительным и сложным.
БДМ: А теперь вопрос к вам, Галина Лазаревна. Что же это такое - централизованная АБС? Чем она отличается от обычной и что дает банку?
Г.К.: Централизованная АБС, или ЦАБС - это программный комплекс, предназначенный для автоматизации операционной, учетной и управленческой деятельности крупного многофилиального банка.
По мере развития любой банк, заинтересованный в активном росте, рано или поздно решает раздвинуть границы своего влияния и открывает подразделения в важных для него регионах. Чтобы избежать при этом ухудшения управляемости, банковскому менеджменту необходимо соблюсти ряд требований к инфраструктуре. Прежде всего это жесткий контроль за деятельностью филиалов при достаточной свободе принятия управленческих решений на местах. Далее - разумная стоимость поддержки системы автоматизации при высоком качестве ее работы, а также стандартизация пакета услуг в масштабах всего банка, включая его региональные структуры. Еще желательно, чтобы в каждом отделении велось онлайн-обслуживание клиентов, на подготовку отчетной информации уходили бы считанные часы, анализ деятельности можно было выполнить в любом нужном разрезе, нормативно-справочная информация велась централизовано, а на расчеты с клиентами требовался минимум времени и трудозатрат. Возможно ли это? Да - отвечаем мы - возможно, если в вашем банке работает централизованная АБС.
Здесь я хочу подчеркнуть, что мы имеем в виду подлинные ЦАБС, а не те, которые лишь позиционируются как таковые, но реально ими не являются. По нашему глубокому убеждению, право называться централизованной имеет лишь АБС, обладающая следующими свойствами: наличие единой Главной книги, отражающей все проведенные в системе операции, причем они должны выполняться в режиме реального времени и по любому счету из любого подразделения; возможность дистанционной работы подразделений банка с системой; осуществление безбумажного документооборота; криптозащита проводимых операций; получение управленческой отчетности на основании данных, содержащихся в системе; централизованное ведение всей информации о клиентах банка; единые правила и единая нормативно-справочная информация при подготовке, обработке и контроле всех операций.
БДМ: Как осуществлялось выполнение проекта с точки зрения компании-разработчика?
Г.К.: Собственно, работа началась с подготовки концепции автоматизации банка. В рамках предварительного обследования наши специалисты провели его комплексный ИТ-аудит, в ходе которого были проанализированы и детально описаны существовавшие на тот момент технологии. Результаты обследования легли в основу концепции построения новой ИТ-инфраструктуры, учитывающей бизнес-стратегию банка. Также был разработан план достижения главной цели - построения ЦАБС. Затем согласно этому плану во всех подразделениях поэтапно была внедрена ИБС RS-Bank V.6.
Первым на новую систему был переведен Саратовский филиал - работы в нем были начаты в сентябре 2004 года. Мы инсталлировали ядро ИБС и подсистему расчетно-кассового обслуживания RS-Banking V.6 в связке с системой реализации электронных банковских услуг InterBank. Все завершили точно в намеченный срок, и уже 19 ноября филиал приступил к эксплуатации систем.
Работы в головном офисе - второй этап проекта - стартовали в апреле 2005-го. Последний этап - внедрение RS-Bank V.6 в Брянском филиале - ИТ-специалисты "Электроники" выполнили самостоятельно по технологии, апробированной в Саратове и Москве.
Надо отметить, что в данном масштабном проекте "R-Style Softlab" выступила в качестве и поставщика программного обеспечения, и ИТ-консультанта, и системного интегратора. Хорошую службу нам сослужили успешная реализация проектов в других банках, а также практика испытаний RS-продуктов на оборудовании ведущих западных и отечественных вендоров - "R-Style Softlab" накопила солидный опыт по сайзингу программно-аппаратной базы.
БДМ: Аркадий Эдуардович, а как вы оцениваете экономическую состоятельность проекта?
А.З.: "Электроника" - частный банк, работающий на отечественном рынке уже более 15 лет. Как вы понимаете, его целевой ориентир - финансовый результат, поэтому вопрос экономической целесообразности каждого процесса мы ставим во главу угла. Инвестиции в ИТ-сферу тоже предполагают получение положительной финансовой отдачи.
Не секрет, что во многих регионах найти высококвалифицированный персонал, особенно для банковской отрасли, очень непросто. Поэтому обеспечить адекватную поддержку всего комплекса автоматизации на местах крайне сложно. Конечно, остроту этой проблемы можно частично снять, скажем, за счет удаленной поддержки, работы специалистов "вахтовым методом" и т.д. Но лишь создание ЦАБС полностью ее решает на уровне головного банка. Причем с ростом числа филиалов увеличение ресурсов - как материальных, так и человеческих - незначительно. Так, создание новых 5 филиалов потребовало увеличить группу поддержки всего на 10-15%, а сэкономленные средства мы направили на расширение сети, работу с клиентами и проч. Так что экономическая эффективность - одна из причин, по которым наш банк перешел на RS-Bank V.6. Благодаря этому мы можем теперь наращивать свой бизнес неограниченно, сколь стремительно ни росла бы клиентская база и обслуживающее ее ПО.
БДМ: RS-Bank V.6 работает в банке уже несколько месяцев. Как сегодня вы оцениваете итоги проекта? Продолжится ли сотрудничество "Электроники" и "R-Style Softlab"?
А.З.: Скажу сразу: результатами внедрения и работой системы мы довольны. Более того, в ближайшее время наши отношения с "R-Style Softlab" поднимутся на новую высоту - стартует проект, в рамках которого будет реализована система подготовки интегрированной отчетности. С ее помощью будут автоматически консолидироваться данные из различных бэк-офисов по всем подразделениям банка. Кроме того, на основе линейки RS-Bank V.6 мы собираемся автоматизировать бэк-офисы операций с пластиковыми картами и ценными бумагами.
В наших планах - дальнейшие практические шаги по реализации уже упомянутой мной стратегии на активное региональное развитие, открытие новых представительств и т.д. Все это войдет в завершающий этап комплексного проекта по построению в нашем банке централизованной ИT-инфраструктуры на базе ИБС RS-Bank V.6.
Г.К.: Мы тоже удовлетворены результатами сотрудничества. В банке "Электроника" завершена реструктуризация внутренних бизнес-процессов и создана новая мощная ИT-платформа, способная эффективно обеспечивать развитие бизнеса на несколько лет вперед. Для нас это был прекрасный опыт. Выполняя проекты такого уровня по внедрению ИБС RS-Bank V.6 и программных продуктов ее линейки в многофилиальных банках, мы стараемся получить как можно больше знаний, чтобы воплотить их в новых проектах.
"Банковское дело в Москве", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625