О водном налоге
Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) была дополнена главой 25.2 "Водный налог", которая вступила в действие с 1 января 2005 года.
В соответствии со ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (ВК РФ) водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водным объектом.
Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности.
Водопользователь - юридическое лицо имеет право использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ.
Согласно ст. 86 ВК РФ к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" установлен порядок лицензирования водопользования, которым предусмотрено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, а также установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, при которых не требуется получение лицензии на водопользование и соответственно не возникает обязанность уплаты водного налога.
Статьей 333.9 НК РФ в качестве объекта обложения водным налогом определены следующие виды водопользования:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Льготы по водному налогу не предусмотрены, но определен перечень видов пользования водными объектами, которые не признаются объектом налогообложения.
Так, не облагается налогом забор воды из подземных водных объектов, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также забор термальных вод. Ранее за забор такой воды взимался налог на добычу полезных ископаемых в соответствии с главой 26 НК РФ.
Кроме того, не облагаются водным налогом:
- забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
- забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
- забор воды и использование акватории водных объектов для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
- использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, и осуществление такой деятельности на водных объектах;
- использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
- использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
- использование акватории водных объектов для организационного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей и полностью финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов.
Глава 25.2 НК РФ дополнила перечень не облагаемых водным налогом видов водопользования забором воды морскими судами, судами внутреннего и смешанного (в том числе река - море) плавания для обеспечения работы технологического оборудования и использованием акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" (в ред. от 23.03.2005 N 70) установлен перечень устройств и сооружений, использование которых при осуществлении пользования водными объектами позволяет отнести данное водопользование к специальному водопользованию.
Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен письмом МПР России от 19.03.1998 N 11-2-19/55.
Вместе с тем вышеуказанное письмо МПР России не устанавливает перечень технических средств, использование которых является обязательным условием признания водопользования специальным. В связи с этим при осуществлении пользования подземными водными объектами налогоплательщикам следует ориентироваться на перечень специальных приспособлений, утвержденный приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 (в ред. от 23.03.2005 N 70), применяемый с учетом особенностей деятельности организаций, связанной с пользованием подземными водными объектами.
При передаче сооружений, технических средств или устройств, которыми осуществляется специальное водопользование, в аренду налогоплательщиками являются лица, которым в соответствии с выданной лицензией предоставлено право пользования водными объектами.
Водным налогом не облагаются:
- использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
- особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
- забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
- использование акватории водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.
Налоговая база по водному налогу определяется налогоплательщиками самостоятельно. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, в отношении которого установлены различные налоговые ставки.
При заборе воды в качестве налоговой базы принимают объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период; объем определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды устанавливается исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств он устанавливается исходя из норм водопотребления.
При использовании акватории водных объектов (за исключением лесосплава) налоговой базой по водному налогу является площадь предоставленного водного пространства.
При использовании водного объекта для целей лесосплава налоговая база по водному налогу рассчитывается как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленное на 100.
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база устанавливается как количество произведенной за налоговый период электроэнергии (данные отчетной документации о количестве вырабатываемой электроэнергии).
Статьей 333.12 НК РФ определены фиксированные налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, различные для каждого вида водопользования, которые рассчитаны исходя из ставок платы за пользование водными объектами, действовавшими на момент принятия главы 25.2 НК РФ, с учетом уровня инфляции, а также с учетом поступлений от платы за пользование водными объектами за предыдущие годы.
Кроме того, в связи с исключением из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод, ставки водного налога при заборе воды были увеличены на сумму поступлений от платы за сброс сточных вод.
Размеры налоговых ставок рассчитывались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.
Ставки водного налога установлены в абсолютной величине в рублях за единицу измерения налоговой базы - 1 тыс. куб.м забранной воды; 1 кв.км используемой акватории; 1 тыс. кВт·ч электроэнергии; 1 тыс. куб.м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.
Необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что ставки водного налога за использование водного пространства (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) установлены в расчете на год, а по остальным объектам налогообложения - на квартал. Поэтому водный налог при использовании акватории водного объекта за налоговый период - квартал исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.
Ставки водного налога установлены в отношении:
- забора воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования;
- забора воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования;
- использования акватории поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использования акватории территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод;
- использования водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использования водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Статьей 333.12 НК РФ законодательно закреплена ставка водного налога, уплачиваемая при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения, которая равняется 70 руб. за 1 тыс. куб.м забранной воды.
В соответствии со ст. 135 ВК РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения отпуск воды из систем водоснабжения осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения (организации водопроводно-канализационного хозяйства), которые эксплуатируют комплекс инженерных сооружений населенных пунктов (для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды) и которые имеют лицензию на этот вид водопользования.
Согласно разъяснению МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций).
Лимиты водопользования устанавливаются по каждому водному объекту, виду водопользования, а также могут определяться по целям использования забираемых вод и утверждаются МПР России либо на месяц, либо на целый год.
В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных лимитов они определяются расчетно как одна четвертая часть утвержденного годового лимита, а при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.
Однако данная норма не учитывает специфику водопользования многих промышленных предприятий, так как объемы водопотребления у них тесно связаны с особенностями производства.
В одном квартале водопользование может в два-три раза превышать объемы другого квартала, но при этом не выходить за рамки общего годового лимита.
При заборе воды в пределах установленных лимитов сумма водного налога исчисляется как произведение объема забора воды и ставки, определенной ст. 333.12 НК РФ.
При заборе воды в объеме сверх установленных лимитов сумма водного налога определяется как сумма произведения фактических объемов забора воды в пределах установленных лимитов и соответствующей налоговой ставки и произведения разницы между фактическими объемами забора воды и установленными лимитами и увеличенных в пять раз налоговых ставок, указанных в ст. 333.12 НК РФ.
Сумма водного налога за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов устанавливается как произведение фактических показателей вида пользования водным объектом и соответствующих этому виду водопользования налоговых ставок.
Налог, исчисленный по истечении налогового периода, уплачивается по местонахождению используемого водного объекта. Если налогоплательщик осуществляет пользование несколькими водными объектами, в том числе расположенными на территории разных субъектов Российской Федерации, водный налог уплачивается по месту каждого используемого водного объекта.
Водный налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы водного налога зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно ст. 333.15 НК РФ налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию за налоговый период по месту нахождения объекта налогообложения. Налогоплательщики - иностранные лица представляют также копии налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.
Форма налоговой декларации по водному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н.
В связи с введением в действие главы 25.2 "Водный налог" НК РФ с 1 января 2005 года утратили силу:
- Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами";
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 54-ФЗ "О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами";
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами".
О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
"Налоговый вестник", N 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1