Правовой режим государственной пошлины за предоставление
долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира,
отнесенными к объектам охоты
Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" была введена в действие глава 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), где в том числе была установлена государственная пошлина за предоставление долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. В связи с установлением в НК РФ вышеуказанного вида сбора ответим на следующий вопрос: правомерно ли взимание лесных податей с организаций и физических лиц, осуществляющих в соответствии со ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) такой вид лесопользования, как пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, при уплате ими государственной пошлины за предоставление долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты?
Пользование животным миром, под которым в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) понимается юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира, то есть их изучение, добывание или получение иными способами пользы от организмов животного происхождения (диких животных) или их популяций для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового, осуществляется согласно ст. 33 этого Закона на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром (далее - долгосрочная лицензия) и именной разовой лицензии.
Долгосрочная лицензия выдается специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с порядком, определенным в постановлении Правительства РФ от 27.12.1996 N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира", выдача долгосрочной лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществляется на основании поступивших от них заявок.
Согласно ст. 53 Закона N 52-ФЗ за рассмотрение специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания заявлений о предоставлении долгосрочной лицензии и за предоставление вышеуказанной лицензии уплачивается государственная пошлина.
В то же время следует отметить, что в главе 25.3 НК РФ сбор за рассмотрение заявлений о предоставлении долгосрочной лицензии не установлен. Подпунктом 74 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определен размер сбора за предоставление долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты: для организаций - 200 руб., для физических лиц - 100 руб.
Согласно п. 2 ст. 333.16 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления совершать в отношении организаций и физических лиц юридически значимые действия, не имеют права взимать за совершение вышеуказанных действий, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
Предоставление долгосрочной лицензии относится к юридически значимым действиям, за которые уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания взимает государственную пошлину в размере, определенном главой 25.3 НК РФ, и, следовательно, взимание уполномоченным государственным органом иных платежей за предоставление долгосрочной лицензии противоречит п. 2 ст. 333.16 Кодекса.
Кроме того, следует отметить, что долгосрочная лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира, в котором согласно ст. 38 Закона N 52-ФЗ приводятся следующие сведения:
1) сведения о пользователе животным миром, то есть о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, подавших заявку на получение долгосрочной лицензии и уплативших государственную пошлину в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2) разрешенные виды пользования животным миром, к которым в соответствии со ст. 34 Закона N 52-ФЗ относятся охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
3) перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование;
4) границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром;
5) срок действия лицензии;
6) условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.
Условия пользования животным миром определяются ст. 35 Закона N 52-ФЗ, согласно которой пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в частности главой 25.1 НК РФ.
Условия пользования территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром, установлены в ст. 37 Закона N 52-ФЗ, согласно которой в долгосрочной лицензии указываются результаты принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с собственниками земель, землепользователями, владельцами лесного фонда на вышеуказанной территории решения о предоставлении гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром за плату или бесплатно. На основании этого решения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животного мира заключают договор о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром.
Установление платы за предоставление в пользование гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, противоречит целям Закона N 52-ФЗ, к которым относится регулирование отношений в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды, а также противоречит п. 2 ст. 333.16 НК РФ.
Как уже было отмечено, пользование животным миром заключается в юридически обусловленной деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по изучению, добыванию объектов животного мира или по получению иными способами пользы от вышеуказанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с их изъятием из среды обитания или без такового изъятия на определенной в лицензии территории, определяемой границами, в пределах которых осуществляются изучение, добывание или получение иными способами организмов животного происхождения (диких животных) или их популяций.
Оно не связано с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других) и c осуществлением побочного лесопользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья) и, следовательно, не может относиться к пользованию животным миром.
Таким образом, вышеуказанные лица являются пользователями только теми объектами животного мира, право на изъятие которых подтверждается долгосрочной лицензией.
Кроме того, границы территории, определяемые в долгосрочной лицензии, устанавливают только пределы, в которых пользователи объектами животного мира вправе осуществлять изучение, добывание и получение иными способами объектов животного мира, а также нести права и обязанности пользователей животным миром, определенные ст. 40 Закона N 52-ФЗ.
Следовательно, пользователи объектами животного мира не являются пользователями территорией (землей), право на пользование которой при осуществлении производственной деятельности пользователь объектами животного мира получает в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, отнесение пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства к одному из видов лесопользования противоречит закрепленным в ст. 2 ЛК РФ целям лесного законодательства Российской Федерации, которые направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Охотничье хозяйство является отраслью народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты (п. 1 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 10.10.1960 N 1548), изучение и добыча которой осуществляются в порядке, определенном Законом N 52-ФЗ.
Определенные в ст. 80 ЛК РФ виды лесопользования, к которым относится заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других), побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков и т.д.), пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, позволяют сделать вывод, что речь идет об отношениях, касающихся использования именно лесных ресурсов, к которым объекты животного мира не относятся.
В этой связи следует говорить об отделении права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами (ст. 12 Закона N 52-ФЗ), поскольку согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" животный мир является самостоятельным природным ресурсом.
Таким образом, государственная пошлина за предоставление долгосрочной лицензии взимается за право осуществления пользования животном миром на определенной в лицензии территории.
Следовательно, взимание иных платежей, в том числе лесных податей с организаций и физических лиц, осуществляющих пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, не согласуется с п. 2 ст. 333.16 НК РФ, согласно которому государственные органы не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
В то же время это не ограничивает право уполномоченных государственных органов взимать платежи при предоставлении пользователям животного мира земельных участков в производственных и иных целях, что следует из ст. 40 Закона N 52-ФЗ, согласно которой пользователи животным миром имеют право на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Р.С. Киракозов,
советник Правового управления Аппарата Государственной Думы
"Налоговый вестник", N 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1