Республиканская организация общества инвалидов является юридическим лицом, имеет ИНН и строится по территориальному принципу.
В состав этой организации входят городские и районные организации, также имеющие собственные ИНН и являющиеся отдельными юридическими лицами.
Республиканская организация общества инвалидов начала свою деятельность в начале июля 2005 года и сдала расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу 15 октября 2005 года в территориальную налоговую инспекцию, но налог она не уплатила, воспользовавшись льготой, предоставляемой в соответствии со ст. 239 НК РФ. В настоящее время налоговая инспекция затребовала у этой организации документы, в соответствии с которыми ведется учет членов организации, в том числе членов-инвалидов, и сведения об учете членских взносов для подтверждения правомерности использования льготы.
Какому критерию должна отвечать эта организация, чтобы воспользоваться льготой по единому социальному налогу?
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются:
1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы;
2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:
- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов.
Приведенные в подпункте 2 п. 1 ст. 239 НК РФ льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
В рассматриваемой ситуации республиканская организация общества инвалидов, а также ее первичные организации (городские и местные) являются юридическими лицами.
Следовательно, при соблюдении условий подпункта 2 п. 1 ст. 239 НК РФ эта республиканская организация и ее первичные организации освобождаются от уплаты единого социального налога, причем удельный вес инвалидов (80% от общей численности организации) должен рассчитываться по каждому юридическому лицу отдельно.
Одновременно сообщаем следующее.
Статьей 88 НК РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки, согласно которому камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику и требует внести в эти документы соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На выявленные по результатам камеральной проверки суммы доплат по налогам налоговый орган направляет организации требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Учитывая нормы ст. 88 НК РФ, сотрудники налоговой инспекции в ходе проводимой камеральной проверки вправе запросить информацию, подтверждающую обоснованность применения организацией нормы подпункта 2 п. 1 ст. 239 настоящего Кодекса.
Если камеральной проверкой будет установлено, что в республиканской организации инвалидов, являющейся юридическим лицом, члены-инвалиды составляли менее 80% и, следовательно, организация необоснованно воспользовалась льготой по единому социальному налогу, то этой республиканской организации по результатам проведенной камеральной проверки будут доначислены единый социальный налог и пени.
Организация может быть также привлечена к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ.
Е.В. Дорошенко
1 марта 2006 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1