Союз потребителей всерьез взялся за столичные магазины
По данным Союза потребителей, в результате опроса москвичей оказалось, что число нарушений прав покупателей увеличилось на 10 процентов по сравнению с прошлым годом. Больше всего люди жалуются на плохое качество товаров. Зато потребители уже лучше разбираются в законодательстве. Граждан, которые не знали о своих правах на возмещение ущерба, стало меньше в 2,4 раза. Число обратившихся за помощью в общества потребителей выросло на 10 процентов. Мы решили проиллюстрировать основные нарушения, которые могут быть допущены в магазине, а также обратились к специалистам, чтобы выяснить, на что имеет право рядовой потребитель.
1. По первому требованию покупателя ему должен быть предоставлен текст Закона "О защите прав потребителей", а также адреса и телефоны органов по защите прав потребителей
2. Требование сотрудников охраны магазина показать сумки при входе - противозаконно. Тем не менее покупатели должны сообщать работникам супермаркета, что у них с собой аналогичные товары, приобретенные в другом месте
3. Люди не обязаны оставлять личные вещи в камерах хранения. Тем более что во многих магазинах висят объявления о том, что за сохранность вещей никто ответственности не несет
4. Администрация может устанавливать собственные правила. Правда, в этом случае их ответственность возрастает. Например, если нельзя входить с колясками и крупногабаритным товаром, то необходимо обеспечить сохранность вещей
5. Сотрудники охраны не имеют права проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Даже если доказательства кражи есть на видеопленке, обыск могут проводить только работники милиции
6. В торговых залах у покупателя должна быть возможность убедиться, насколько верны стоимость, мера и вес товара. Для этого работники магазина обязаны установить контрольные весы
7. Если посетитель случайно надорвал упаковку, пока осматривал товар, или что-то разбил, задев тележкой, он не обязан все это оплачивать. Самообслуживание предполагает риск повреждения продукции, а вся ответственность лежит на продавце
8. Если товар импортный, инструкция должна быть на русском языке. Когда ее нет, информацию обязан предоставить продавец. Он должен знать ассортимент и характеристики продаваемой продукции
9. Даже если у кассира нет сдачи, он не имеет права отказаться пробить чек. По правилам торговли он обязан подготовить рабочее место и запастись разменными купюрами
10. Потребитель, которому продан некачественный товар, может потребовать от продавца устранить недостатки, уменьшить цену продукции или вернуть деньги. Даже то, что у покупателя нет кассового или товарного чека, не является основанием для отказа
11. Человек может приобрести товар в рассрочку, а потом обнаружить, что он некачественный. Если он не желает его заменить, магазин должен вернуть деньги, уплаченные за покупку, в размере погашенного кредита
12. Продавец обязан распечатать товар, чтобы потребитель мог удостовериться в его исправности
13. Если продукты некачественные, а изготовитель не установил на них гарантийный срок, покупатель может предъявить претензии в течение 2 лет
14. После того как посетитель написал замечание в книгу отзывов и предложений, администрация магазина обязана в 2-недельный срок рассмотреть запись, разобраться в вопросе и устранить отмеченные недостатки и нарушения. При этом на оборотной стороне заявления в книге отзывов нужно сделать соответствующую запись о принятых мерах и в 5-дневный срок отправить письменный ответ заявителю
И. Соколова,
юрист, заместитель генерального директора
Агентства по защите прав потребителей:
- К нам регулярно приходят с жалобами на то, что какое-то торговое предприятие нарушает Закон "О защите прав потребителей". Очень много обращений, связанных с покупкой мобильных телефонов, различной бытовой техники.
К сожалению, люди зачастую сами не знают своих прав. Я советую купить этот закон и читать его. Если нужно, обращайтесь к специалистам. Это не значит, что придется участвовать в судебных разбирательствах. Защищая права потребителей, профессионалы стараются урегулировать вопросы мирным путем.
От редакции
В столице покупатели защищены несколькими документами. Во-первых, Законом "О защите прав потребителей" от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ и Гражданским кодексом. Во-вторых, Методическими указаниями по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве (распоряжение правительства Москвы от 30 мая 2003 г. N 31).
"Московский бухгалтер", N 8, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007