"Мирись-мирись и больше не дерись новая книга по конфликтологии"
(интервью с автором Е.Б. Моргуновым)
"УП" - Как родился замысел книги "Бизнес-конфликтология"? На кого она рассчитана?
- У этой книги три источника. Во-первых, мой интерес к конфликту и конфликтологии имеет более чем 10-летнюю историю. Еще в начале 90-х годов один из моих консультационных проектов состоял в разрешении сложного конфликта, возникшего в руководстве компании, которая, как и многие другие в те годы, занималась перепродажей импортных компьютеров. Два поколения менеджеров компании поссорились из-за различий в видении ее будущего. Тогда единственным решением для данного конфликта оказался цивилизованный развод, в результате которого появились две новые компании. О нынешнем положении одной из них я не знаю ничего, а другая, как вы наверняка догадались, руководимая молодыми и амбициозными менеджерами, достигла высот в рейтинге отечественных компании. Второй источник моего интереса - мои собственные проблемы во взаимоотношениях с коллегами, руководителями и клиентами. Иногда довольно долго таких событий, которые можно назвать конфликтами, нет месяцами, но часто ситуации, которые можно отнести к предконфликтным, накапливаются. Самочувствие становится напряженным, и возникает острое желание сделать что-нибудь такое, чтобы "разогнать облака на горизонте ". И, наконец, третий источник - значительный интерес слушателей моих курсов к проблематике конфликта и его разрешения. Очевидно, многие из менеджеров находятся в сходной ситуации, требующей знаний и умений из области конфликтологии. Я стал собирать материалы по конфликтологии. Однако скоро убедился, что в ней преобладает социологический подход. При этом, будучи психологом по образованию, я мог с уверенностью перечислить десяток классиков психологии, которые также занимались конфликтами, но, естественно, с психологической точки зрения. Достаточно, например, указать на Зигмунда Фрейда и его учеников. Правда, слова "конфликтология" тогда не было. Мне показалось, что если еще раз рассмотреть опыт многих психологов и психотерапевтов, но уже с конфликтологических позиций, это будет полезным. Кроме того, мне понадобился соавтор, в полной мере владеющий психологическим подходом к работе с конфликтами. Надежда Рязанова оказалась как раз таким человеком, поскольку много лет работает в области психологического консультирования.
Если вывести за скобки глобальные конфликты (я имею в виду прежде всего войны и революции), остается еще масса локальных конфликтов, ограниченных пределами семьи, организации, то есть близкого социального круга. Именно они в наибольшей степени травмируют каждого из нас. И травмируют прежде всего психологи чески. Основной вопрос книги - это вопрос о том, что происходит в душе человека, переживающего конфликт, и как с этими по преимуществу негативными переживаниями бороться.
"УП" - Как же обычно преодолевают конфликты?
- Я думаю, что "не открою Америки", если скажу, что уровень конфликтности в нашем обществе находится на необычайно высоком уровне. Вспомним, какие передачи идут по телевизору: "Час суда", "Федеральный судья", "ЧП", "Чистосердечное признание", "Запретная зона" и еще много-много других. Они отражают разные стадии индивидуальных конфликтов и методы работы с ними, которые выработало общество. Все мы продолжаем находиться под тягостным впечатлением дела "ЮКОСа". Многие с интересом наблюдают за развитием событий, вызванных претензиями чиновников к некоторым хозяевам коттеджей в Подмосковье. Несмотря на разноплановость перечисленных событий, все они могут быть отнесены к единой научно-практической области, называемой конфликтологией.
Большинство участников конфликтов считают, что их можно преодолеть либо не ввязываясь, либо идя на конфронтацию и доказывая противникам их неправоту. В результате такие участники либо проигрывают сразу, либо ввязываются в затяжные "боевые действия". В обоих случаях им приходится пройти через значительные негативные переживания. В то же время не первое десятилетие как разработаны стандартные процедуры и правила, позволяющие пройти стадии конфликта лишь с незначительными психологическими издержками. Велика в преодолении конфликта и роль посредника - человека, занимающего срединную позицию между конфликтующими сторонами и оснащенного умениями в сфере разрешения конфликтов. Часто руководителям приходится выступать именно в такой роли. Другой вопрос: как это им удается? В роли посредников наверняка приходилось выступать и многим неруководителям. Вспомните "Мирись-мирись и больше не дерись" или свои советы сыну, как "отшить" агрессивного одноклассника. Поэтому, мне кажется, книга "Бизнес-конфликтология" может быть полезна всем: как руководителям, так и рядовым сотрудникам.
Спасибо.
"Управление персоналом", N 16, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.