Верните деньги без лишних пререкательств
Когда налоговые органы взыскивают с налогоплательщика лишнюю сумму налога или пеней, встает вопрос о том, как их вернуть и куда при этом надо обращаться. Процедура возврата взысканных сумм занимает довольно много времени, к тому же она отличается от той, что предусмотрена для возврата налогов и пеней, которые налогоплательщик переплатил самостоятельно.
Причина спора
Налоговым органом было принято решение о взыскании в бесспорном порядке пеней со счета организации в банке. По инкассовым поручениям банк списал соответствующую сумму со счета. Впоследствии суд признал незаконным решение налогового органа о взыскании пеней. Данное судебное решение вступило в законную силу. После этого у организации появились основания для возврата излишне взысканной суммы. Она обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила помимо прочего обязать налоговый орган уплатить проценты, начисленные на сумму пеней.
/----------------------------------------\ /----------------------------------------\
| Позиция налоговой инспекции |------ -----| Позиция организации |
|----------------------------------------| |----------------------------------------|
| Требования налогоплательщика не| 96 122 рубля | Действия налогового органа по|
|подлежат удовлетворению, поскольку до| 81 копейка |выставлению инкассовых поручений|
|обращения в суд он должен обратиться с| |автоматически признаются недействи-|
|аналогичным заявлением в налоговый| |тельными, поскольку судом признано|
|орган, т.е. соблюсти досудебную| |недействительным решение о взыскании|
|процедуру урегулирования спора. | |пеней за счет денежных средств|
| | |налогоплательщика, находящихся на счетах|
| | |в банке. Это значит, что взысканные по|
| | |инкассовым поручениям денежные суммы|
| | |подлежат возврату налогоплательщику с|
| | |начислением процентов. Способ возврата|
| | |излишне взысканных сумм налогоплательщик|
| | |выбирает самостоятельно. |
\----------------------------------------/ \----------------------------------------/
|
/----------------------------------------\
| Решение в пользу организации |
\----------------------------------------/
Позиция суда
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. В связи с этим действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений подлежат признанию недействительными на основании признанного недействительным решения о взыскании пеней.
Мнение налогового органа о том, что налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, не основан на нормах НК РФ. Из положений ст. 79 НК РФ, регулирующей порядок возврата излишне взысканных сумм, следует, что этот вопрос может быть разрешен в рамках двух процедур: административной, т.е. налоговым органом по заявлению налогоплательщика, или судебной - в порядке искового производства, при этом подача заявления в налоговый орган не является обязательной досудебной процедурой.
Такие выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.11.05 по делу N А05-3332/2005-20.
Наш комментарий
В рассматриваемом нами судебном деле спор шел вокруг пеней, которые налоговый орган попытался взыскать с налогоплательщика, причем сделал он это отдельно от взыскания задолженности по налогам. Как видно из судебного акта, решение налогового органа о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счете в банке, было признано недействительным по формальным основаниям - налоговики направили налогоплательщику требование об уплате пеней не по тому адресу. Суд, видимо, посчитал, что в данном случае налоговый орган нарушил порядок бесспорного взыскания, и этого обстоятельства оказалось достаточно для того, чтобы признать решение налогового органа незаконным. При этом суд не рассматривал по существу вопрос о возможности взыскания пеней отдельно от налогов, хотя этот вопрос представляет определенный интерес, так как является достаточно спорным, однозначного ответа на него судебная практика не дает*(1).
Однако судебное решение должно быть интересно для налогоплательщиков, а также для налоговых агентов и плательщиков сборов и по другим причинам. В нем дается толкование норм, регулирующих порядок возврата излишне взысканных сумм. Как известно, для того чтобы налогоплательщику вернуть излишне взысканные суммы налогов (сборов) и пеней, ему надо сначала добиться признания недействительным решения налогового органа о взыскании той или иной суммы, а потом уже требовать ее возврата.
К сожалению, такой порядок предусмотрен действующим НК РФ, а именно ст. 79. Видимо, в качестве компенсации за столь громоздкую процедуру законодатель предусмотрел начисление процентов на возвращаемую налогоплательщику сумму со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Кроме того, рассмотрение заявления налогоплательщика о возврате излишне взысканной суммы становится чистой формальностью, ведь первое судебное решение никем не должно ставиться под сомнение. Это следует из норм ч. 2 ст. 69 и ч. 1 ст. 16 АПК РФ.
Теперь к вопросу о том, куда (в какой орган) должен обращаться налогоплательщик с соответствующим заявлением о возврате излишне взысканной с него суммы. В рассматриваемом нами деле налогоплательщик обратился в арбитражный суд. Между тем налоговый орган посчитал, что первоначально налогоплательщик должен был обратиться к нему. Суд же пришел к выводу, что налогоплательщик в данном случае может самостоятельно выбрать способ защиты его нарушенных прав, это следует из действующего законодательства.
Согласно п. 2 ст. 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение двух недель со дня регистрации письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, а судом - в порядке искового судопроизводства. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Из приведенных положений Кодекса следует, что в подобных случаях подача заявления в налоговый орган не является обязательной досудебной процедурой (см. обобщение судебной практики). В этой части процедура возврата излишне взысканных сумм отличается от процедуры возврата излишне уплаченных сумм, предусмотренной ст. 78 НК РФ. Напомним, что для того чтобы вернуть (зачесть) самостоятельно и добровольно уплаченные суммы, которые, как оказалось впоследствии, налогоплательщик переплатил, он сначала должен обратиться в налоговый орган. Если тот откажет в удовлетворении заявления налогоплательщика либо не направит ему ответ с решением в установленный законом срок, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав. На обязательность соблюдения данной процедуры, в частности, указал Пленум ВАС РФ в п. 22 постановления от 28.02.01 N 5.
Обобщение судебной практики
Нормы НК РФ, регулирующие порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога, неприменимы для излишне взысканных сумм.
Наименование судебного органа | Дата решения | Номер дела |
ФАС Восточно-Сибирского округа | Постановление от 13.07.05 | N А19-31545/04-5-Ф02-3328/05-С1 |
ФАС Дальневосточного округа | Постановление от 23.09.05 | N Ф03-А51/05-2/2509 |
ФАС Западно-Сибирского округа | Постановление от 11.07.05 | N Ф04-4343/2005(12850-А70-14) |
ФАС Московского округа | Постановление от 17.10.05 | N КА-А40/10154-05 |
ФАС Северо-Западного округа | Постановление от 08.08.05 | N А52/61/2005/2 |
ФАС Уральского округа | Постановление от 13.09.05 | N Ф09-3986/05-С2 |
"Налоговые споры", N 3, март 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вопрос о возможности взыскания пеней отдельно от задолженности по налогам рассматривался в нашем журнале. См.: Беспризорные пени // Налоговые споры. 2005. N 9. С. 42; Пени из ниоткуда // Налоговые споры. 2005. N 12. С. 18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677