На вопросы граждан и организаций отвечают специалисты Московской
налоговой службы
Вопрос. Какие из поступлений домовладельцев являются объектом для налога на добавленную стоимость (являются выручкой от реализации)? Домовладение находится в управлении и эксплуатации товарищества собственников жилья. ТСЖ является некоммерческой организацией, занимается управлением и эксплуатацией домовладения и придомовой территории в рамках уставной деятельности.
Ответ. Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Статьей 39 НК РФ установлено, что в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
В связи с этим в случае, если правления товариществ собственников жилья (ТСЖ) не оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества, а заключают договоры со специализированными предприятиями (организациями) жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), предоставляющими (оказывающими) вышеуказанные услуги, средства, взимаемые с жильцов (членов товариществ) для оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества и аккумулируемые этими правлениями для последующей оплаты предприятиям (организациям), не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, денежные средства, в том числе взносы в резервный фонд ТСЖ, полученные от жильцов ТСЖ и не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), налогом на добавленную стоимость не облагаются.
В том случае, если на основании заключенных с соответствующими предприятиями (организациями) ЖКХ правления ТСЖ выполняют работу по сбору с жильцов средств за техническое обслуживание и в качестве оплаты за работу получают отчисления от собранных средств, эти отчисления являются для них выручкой от оказания услуг и соответственно подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Вопрос. Каковы условия принятия сумм НДС к вычету по транспортным расходам?
Ответ. В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 162 НК РФ в облагаемый оборот включаются любые получаемые организациями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Положения п. 1 указанной статьи не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 147 и 148 НК РФ не является территория Российской Федерации.
Таким образом, если полученные денежные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), то они не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 ст. 170 НК РФ;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
При этом в соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся при соблюдении следующих условий:
- наличия счетов-фактур, оформленных в соответствии с установленным порядком и зарегистрированных в книге покупок;
- наличия документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога поставщику товаров (работ, услуг);
- принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Таким образом, к вычету могут быть приняты только суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации при соблюдении вышеназванных условий.
Вопрос. Предусмотрен ли вычет сумм НДС, указанных в счете-фактуре по НДС в условных единицах?
Ответ. В соответствии со ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
В случае если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, на основании п. 7 ст. 169 НК РФ суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
Счет-фактура, полученный от поставщика товаров (работ, услуг) на основании п. 1 ст. 169 НК РФ, дает право покупателю на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном налоговым законодательством.
На основании ст. 171 и 172 НК РФ общая сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ, может быть уменьшена на сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщикам по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, в том периоде, в котором выполняются условия, необходимые для использования налогового вычета: товары (работы, услуги) оплачены, приняты к учету, имеются счета-фактуры с выделенной суммой налога.
На основании п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.
Таким образом, согласно действующему порядку применения налога на добавленную стоимость, в случае когда в соответствии с заключенным договором оплата услуг, исчисленная исходя из условных единиц, производится в российских рублях, к зачету (возмещению из бюджета) у покупателя принимается вся сумма налога, фактически уплаченная в рублях, в том отчетном периоде, когда соблюдены все перечисленные выше условия, включая наличие счета-фактуры.
Вопрос. Являются ли расчеты по начисленным штрафным санкциям объектом налогообложения по НДС и соответственно включаются ли суммы начисленных штрафных санкций в расчет налогооблагаемой базы по НДС?
Ответ. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база на основании п. 8 ст. 154 НК РФ определяется в соответствии со ст. 155-162 НК РФ.
На основании подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ и услуг). Включение полученных штрафных сумм в состав налоговой базы касается только поставщика. Сторона, выступающая в рамках данного договора в качестве покупателя, ничего не реализует, поэтому полученные ею штрафы никак не могут рассматриваться как суммы, связанные с реализацией.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по штрафным санкциям, уплаченным покупателем за нарушение сроков платежа, вычету не подлежат, поскольку не являются расходами налогоплательщика, связанными с приобретением товаров (работ, услуг).
Вопрос. Программный продукт принят к бухгалтерскому учету на счете 97 "Расходы будущих периодов". Когда можно зачесть входной НДС?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, если программный продукт принят к бухгалтерскому учету на счете 97 "Расходы будущих периодов", организация относит в установленном порядке на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль равными долями в течение срока действия права на использование программы для ЭВМ, то сумма налога на добавленную стоимость подлежит зачету (возмещению из бюджета) в доле, пропорциональной сумме затрат, списанных в текущем отчетном периоде на расходы.
Вопрос. Кому требуется заполнять графу "Страна происхождения товара" и "Номер грузовой таможенной декларации" в счетах-фактурах?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
На основании п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг) и определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер грузовой таможенной декларации.
Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Вопрос. Может ли организация при выставлении счетов-фактур в разделе "Грузополучатель" указывать адрес, указанный в договоре?
Ответ. В соответствии со ст. 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 утверждены форма счета-фактуры и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
Изменения внешней формы счета-фактуры не должны нарушать последовательности расположения и числа показателей, утвержденных постановлениями Правительства РФ, в типовой форме счета-фактуры.
Согласно поименованным Правилам, в строке 2а счета-фактуры указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами; в строке 3 - полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если продавец и грузоотправитель - одно и то же лицо, то в этой строке пишется "он же". Если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя; в строке 4 - полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес; в строке 6а - место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами. Таким образом, счета-фактуры должны быть оформлены в соответствии с вышеназванными документами.
Вопрос. Каков порядок налогообложения сумм дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен?
Ответ. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Следовательно, суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
В случае если дотация предоставляется из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственным регулируемым тарифом и льготным (пониженным) тарифом, предоставленным отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством органов государственной власти Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, то сумма указанной дотации включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, как средства, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Налогообложение указанных средств производится по налоговой ставке 18/118 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ.
Вопрос. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, просит разъяснить порядок перечисления НДС при аренде федерального имущества.
Ответ. На основании ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п. 2, 3 и 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и при этом не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Федерации и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговый агент определяет налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы данного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
В соответствии с действующим порядком при оказании услуг по сдаче в аренду федерального (муниципального) имущества на основе договора аренды, заключенного между арендатором и балансодержателем (не относящимся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления (арендодателя), уплату налога в бюджет осуществляет балансодержатель, вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату - на счет балансодержателя имущества, в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.
В случае если договор аренды заключен между арендатором, балансодержателем и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления (трехсторонний договор), то применяется порядок уплаты налога в бюджет, указанный в п. 3 ст. 161 НК РФ, т.е. плательщиком налога с суммы арендной платы является арендатор федерального (муниципального) имущества.
Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), поименованных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ, за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком. Учитывая изложенное, для определения порядка налогообложения при аренде федерального (муниципального) имущества следует исходить из условий договора аренды.
С.С. Громова
Т.Е. Жежелева
"Гражданин и право", N 4 апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На вопросы граждан и организаций отвечают специалисты Московской налоговой службы
Авторы
С.С. Громова
Т.Е. Жежелева
"Гражданин и право", 2006, N 4