"Сегодня наше управление обеспечивает почти пятую часть
доходов федерального бюджета" (интервью с Н.В. Синиковой,
руководителем Управления ФНС России по г. Москве)
По традиции в начале года территориальные управления ФНС России подводят итоги минувшего года и разрабатывают приоритетные направления работы на будущее. О результатах деятельности столичного налогового управления, а также о задачах, которые предстоит решить в 2006 году, рассказывает руководитель Управления ФНС России по г. Москве Надежда Валентиновна Синикова.
- Надежда Валентиновна, на расширенном совещании, которое состоялось в середине февраля*(1), глава ФНС России Анатолий Эдуардович Сердюков одобрил работу управления в 2005 году. Безусловно, такая оценка базировалась на объективных количественных и качественных показателях. Давайте о них и поговорим.
- Прежде чем подводить итоги минувшего года, хочу сказать, что для всех работников управления очень важна положительная оценка, которую дал нашей работе руководитель Федеральной налоговой службы. Это стимул к дальнейшему улучшению показателей.
Теперь об итогах. В 2005 году наше управление обеспечило поступление в бюджет 637 миллиардов рублей налогов и сборов. Темпы роста поступления налогов в консолидированный бюджет составили 131 процент, во внебюджетные фонды - 134 процента.
- Многие эксперты прогнозировали снижение объема налоговых поступлений в 2004-2005 годах. В 2004 году на два пункта уменьшилась ставка НДС, в 2005 году была существенно снижена базовая ставка ЕСН, изменилась шкала регрессии:
- Вы правы. Объективные причины для возможного снижения налоговых поступлений были. Если говорить о ситуации в Москве, то к перечисленным вами причинам могу добавить еще одну: мы передали крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные инспекции при ФНС России.
Были и другие изменения налогового законодательства, которые в целом повлияли на уменьшение налоговой нагрузки. Тем не менее за два последних года управление обеспечило рост поступлений в бюджетную систему более чем в 1,5 раза, в федеральный бюджет без учета ЕСН - в 1,8 раза. Хочу также отметить увеличение удельного веса налоговых поступлений, обеспечиваемых налоговыми органами города Москвы, в доходах федерального бюджета в целом по России без учета НДПИ. На протяжении последних нескольких лет этот показатель постоянно растет. Если в 2003 году он составлял 15 процентов, в 2004 году - 17 процентов, то в 2005 году достиг почти 19 процентов. Иными словами, сегодня наше управление обеспечивает почти пятую часть доходов федерального бюджета. Это лишний раз подтверждает ту огромную ответственность, которая возложена на управление.
- А как обстоят дела с обеспечением доходной части городского бюджета?
- В 2005 году в городской бюджет поступило 300,6 миллиарда рублей налоговых платежей. Контрольные показатели выполнены на 122 процента, а темп роста к предыдущему году составил 130 процентов. Дополнительные доходы позволили Правительству Москвы решить ряд важных социальных задач.
- Надежда Валентиновна, каковы итоги минувшего года по сбору НДС и налога на прибыль, с какими проблемами приходится сталкиваться и как они решаются?
- Начну с налога на добавленную стоимость, поскольку это основной для федерального бюджета налог. Объем его поступлений по сравнению с 2004 годом увеличился в 1,5 раза. Главная проблема в администрировании этого налога - попытки некоторых налогоплательщиков необоснованно возместить его из бюджета.
Еще в апреле 2004 года мы разработали специальную систему контроля за обоснованностью возмещения НДС. В 2005 году именно эта система позволила обеспечить стопроцентное рассмотрение материалов, связанных с возмещением налога.
Приведу еще несколько цифр. Мероприятия, которые мы проводили совместно с инспекциями города, позволили в 2005 году снизить объем возмещения НДС по нулевой ставке к фактическому поступлению НДС в федеральный бюджет на 7 процентных пунктов. Для сравнения в целом по России этот показатель не только не уменьшился, но еще и увеличился на 1,3 процента.
Второй по значимости для консолидированного бюджета - налог на прибыль. Бюджетные назначения, установленные по нему на 2005 год, значительно перевыполнены: в федеральный бюджет - на 14 процентов, в бюджет города - на 47 процентов. При этом темп роста поступлений налога в консолидированный бюджет по сравнению с 2004 годом составил 149 процентов.
- Мы уже отмечали, что администрирование единого социального налога в 2005 году осуществлялось в условиях понижения ставок. Между тем вашему управлению удалось достичь высоких показателей и по этому налогу. За счет чего?
- Только за счет усиления контрольной работы, за счет повышения эффективности камеральных и выездных налоговых проверок.
Несмотря на то что в среднем ставки ЕСН снизились более чем на четверть, управление обеспечило пятипроцентный прирост поступления ЕСН. Аналогичный показатель достигнут и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Хотя в целом по России объем этих платежей сократился примерно на один процент.
Замечу, что усиление контрольной работы сказалось и на поступлении налога на доходы физических лиц. При росте средней заработной платы на 124 процента темпы роста поступления НДФЛ составили 134 процента. Если говорить об абсолютных цифрах, то в бюджет столицы поступило 138 миллиардов рублей НДФЛ, что на 35 миллиардов рублей больше, чем за 2004 год.
- Вы сказали, что на рост поступлений ЕСН и НДФЛ в 2005 году повлияло усиление контрольной работы. Каковы ее итоги?
- За 2005 год по результатам контрольной работы дополнительно начислено платежей на сумму 51 миллиард рублей, что на 7 миллиардов рублей больше, чем за 2004 год.
- Достаточно больной вопрос для многих регионов - фирмы-однодневки. Потери бюджета от их деятельности могут быть огромны. Как эту проблему решают в столичном управлении?
- Работу по пресечению деятельности фирм-однодневок мы ведем совместно с правоохранительными органами столицы.
На сегодняшний день разработан и утвержден Регламент действий налоговых органов Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. В документе изложена последовательность проведения мероприятий в отношении таких фирм. В работе с фирмами-однодневками необходимо использовать комплексный подход, включающий в себя стадии регистрации предприятия и камерального и выездного контроля.
- Вернемся к проблемам администрирования законопослушных налогоплательщиков. Сегодня Федеральная налоговая служба пропагандирует электронные способы сдачи отчетности, в том числе по телекоммуникационным каналам связи. Много ли московских налогоплательщиков, которые используют каналы связи для сдачи отчетности? Какую работу в этом направлении проводите вы?
- Количество сданных деклараций по телекоммуникационным каналам связи в Москве около 23 тысяч. По сравнению с прошлым годом данный показатель возрос на 82 процента. Кроме того, на дискетах отчетность представили 173 тысячи налогоплательщиков. Но если учитывать число плательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Москвы, это небольшие цифры. Сегодня мы получаем огромное количество деклараций на бумажных носителях. Мы обязаны своевременно обработать их и выделить помещения для их хранения. Для этого нужны кадровые ресурсы и архивные помещения, а их у нас недостаточно.
Безусловно, мы работаем над изменением ситуации и постоянно взаимодействуем с московскими операторами связи. Задача, которую мы поставили перед московскими инспекциями на 2006 год, - активизировать работу по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде.
- Какие еще приоритетные задачи управлению предстоит решать в 2006 году?
- В первую очередь необходимо сохранить существующие темпы поступления налогов. Одновременно нужно повысить эффективность контрольной работы, значительно улучшить ее качественные и количественные показатели и, конечно, сокращать налоговую задолженность.
Но основная задача - обеспечить поступление налогов в консолидированный бюджет и во внебюджетные фонды.
- Спасибо.
Беседовали
Т. Пономарева,
Н. Попова
"Российский налоговый курьер", N 7, апрель 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом ст. РНК, 2006, N 6 - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99