Мотивация персонала в условиях наличия
"потенциальной ямы" в обществе
Некоторые особенности поведения людей являются препятствиями на пути улучшения деятельности социума. Преодоление проблемных областей и ситуаций принято осуществлять за счет мотивации персонала компаний, однако этому мешают внешние условия, которые противодействуют позитивному влиянию мотивации. Одним из наиболее важных внешних условий является состояние экономики. Экономика, как своеобразная квинтэссенция совместной деятельности миллионов людей по развитию социума, подвержена влиянию подобных социальных факторов. Опосредованно, через экономику, но и прямо, непосредственно, с этим влиянием сталкиваются такие гуманитарные области, как образование и медицина.
Внешним индикатором ситуации может служить проведенный авторами контент-анализ с помощью поисковой машины "Яндекс", в котором анализировали количество сообщений о "хаосе в экономике" за последний год. Результаты анализа представлены на рис. 1.
"Рис. 1. Изменение количества сообщений о "хаосе в экономике" по годам"
Коэффициент корреляции для прямой равен 0,664 и является существенным для всех уровней значимости, превышающих 0,05, однако явно видно, что кривая подходит больше, но и она демонстрирует наличие устойчивого роста. Таким образом, количество общих проблем в экономике, если судить по приведенным данным, нарастает, и немаловажную долю от этих проблем составляют проблемы мотивации персонала.
Социальных факторов, влияющих на экономику, достаточно много, и это обуславливает появление различных дисциплин, реализующих соответствующие подходы. Здесь можно назвать такие появившиеся в последнее время науки, как нейроэкономика [1], антропоэкономика [2], нейромаркетинг [3], психодинамика [4], социомеханика [5] и многие другие.
Одним из частных вопросов такого рода является вопрос о роли "потенциальной ямы" в жизни социума и, соответственно, влияние этой проблемы на уровень мотивации людей, сказывающийся далее и на экономике. Последствия данного явления практически каждый ощущал на себе самом. Внезапно или постепенно в жизни практически каждого члена социума возникает ситуация, когда от него перестает что-либо зависеть. Он все так же работает или учится, воспитывает детей или играет в гольф, но, несмотря на все усилия, "топчется на месте". Довольно скоро он начинает понимать, что окружен гладкими, высокими, прочными стенками, которые он не может ни преодолеть, ни сломать и на которые не в силах взобраться. Вот это и есть "потенциальная яма", положение с минимумом потенциала, отделенное от остального социума потенциальным же барьером.
Целью данной работы является анализ влияния ситуации "потенциальной ямы" на различные стороны человеческой деятельности, реализуемого через мотивационные аспекты экономических изменений. Такой подход позволяет учесть данное явление на уровне конкретного индивида и распространить его закономерности на изменения в социуме в целом.
В целом отмеченное выше положение индивида в "потенциальной яме" реализуется в виде снижения эффективности деятельности организации, к какой бы области экономики она не относилась, и, соответственно, стагнации экономики. Одной из наиболее сложных проблем в работе специалистов по человеческим ресурсам, которая редко обсуждается по причине недостаточности знаний о путях ее решения, является проблема "потенциальной ямы" для определенной категории работников. В некоторых организациях доля таких работников может быть достаточно заметной. Сущность проблемы "потенциальной ямы" в работе с человеческими ресурсами аналогична таковой в физике, где частица находится в потенциальной яме, если ее энергия ниже, чем энергия, необходимая для того, чтобы пребывать за пределами потенциальной ямы [6]. Но человек в отличие от частицы обладает личностными характеристиками, вследствие чего его потенциал для преодоления "потенциального барьера" может быть представлен как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) [7], к которому, однако, необходимо сделать определенные добавки. Прежде всего к таким добавкам должна быть отнесена личная энергия, старания самого индивида, прилагаемые им для того, чтобы выбраться из "потенциальной ямы". Собственно, человеческий потенциал является суммой таких величин, как индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, далее прибавляется также сумма индекса грамотности взрослого населения и индекса совокупной доли учащихся в численности населения, а также индекс реального ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности. Тогда индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) определяется как третья часть суммы перечисленных показателей.
Если глубина "потенциальной ямы" или (что в данном случае одно и то же) высота "потенциального барьера" L, то индивид сможет выбраться из "потенциальной ямы" в том случае, если его потенциал, образуемый уровнем ИРЧП I и собственной энергией Ed, превышает уровень L, определяющий глубину "потенциальной ямы". Каждая из составляющих в формуле для ИРЧП изменяется со временем. В самом деле, на основе данных многочисленных источников можно считать, что уровень ВНП, индекс достигнутого уровня образования и индекс ожидаемой продолжительности жизни изменяются со временем по зависимостям, представленным в табл. 1. На основе этих данных можно рассчитать суммарный показатель ИРЧП на основе литературных данных для отдельных составляющих ИРЧПсост., и тот же показатель на основе литературных данных по полной оценке величины - ИРЧПлитер.
Для сравнения был проведен опрос 35 экспертов, являющихся высокопоставленными менеджерами в своих организациях, так что их ответы соответствовали мнению, распространенному в этих, иногда очень больших, организациях. После обработки получено, что эти данные описываются близкой формулой, как видно из данных табл. 1.
Таблица 1.
Показатель | Уровень ВНП |
Индекс обра- зования |
Индекс ожидаемой продолжительности жизни |
ИРЧП по форму- лам для состав- ляющих |
ИРЧП по лите- ратурным дан- ным |
ИРЧП по ре- зультатам эк- спертного оп- роса |
Формула | V = 0,0124t - 0,2407 |
U = -0,028t + 0,925 |
A = -0,041t + 0,716 |
ИРЧПсост. = -0,019t + 1,400 |
ИРЧПлитер. = 2,2(t - 0,5)2 - 0,2t + 0,44 |
ИРЧПоп-рос = (t - 0,25)2 - 0,35t2 + 0,48 |
Данные для определения индекса человеческого капитала различными способами
Сопоставление результатов вычислений по формулам табл. 1 представлено на рис. 2.
"Рисунок 2. Изменение показателя ИРЧП во времени"
Анализ рис. 2 позволяет сделать вывод о том, что слабое изменение ИРЧП по годам для случая получения общего результата по составляющим уравнениям не соответствует наблюдаемым явлениям, так как изменения носят более существенный характер и длительный спад сменился пусть небольшим, но устойчивым ростом.
Результаты анализа различных аспектов деятельности по материалам отмеченных выше опросов позволяют увидеть описываемое явление в реальности, найдя адекватное отражение на соответствующих графиках. В частности, обработка результатов этих опросов показала наличие "двугорбого" распределения вероятности попадания в "потенциальную яму", как видно из рис. 3. Собственно, само распределение частости может быть интерпретировано как распределение вероятности нахождения в "потенциальной яме". Высокие значения вероятности у "краев ямы" соответствуют интенсивным попыткам индивидов из нее выбраться, пониженное значение вероятности в самой "яме" характеризует тех, кто смирился и выбраться уже и не пытается. Естественно, что таких индивидов оказалось меньшинство, потому и вероятность получилась более низкой.
"Рисунок 3. Определение положения "потенциальной ямы"
Вероятность выхода из "потенциальной ямы" можно определить путем анализа возможности использования имеющихся у индивида потенциальных путей деятельности. Энергия движения индивида, то есть совершения им каких-либо действий, сказывающихся на продвижении экономики, может быть представлена как сумма:
Ed = S + R - ламбдаQ,
где S - уровень личных усилий по выходу из "потенциальной ямы";
R - общественная активность социума в целом;
ламбда - коэффициент пропорциональности;
Q - уровень инфернальности [8].
С другой стороны, по аналогии с физическим представлением модели "потенциальной ямы" можно записать, что:
Ed = kламбда,
где k - коэффициент пропорциональности;
а ламбда - мера энергии движения индивида, по существу, аналог частоты "колебаний" в физике.
Вероятность выхода из "потенциальной ямы" ламбда пропорциональна и разнице энергии, затрачиваемой на преодоление барьера Епр и высоты барьера ("стенки ямы") L.
ламбда = m ламбда (Епр - L) кси (t),
где m - коэффициент пропорциональности;
кси (t) - функция, вводящая поправку на изменение показателей Епр и L в зависимости от общего уровня ИРЧП в обществе.
После подстановок с учетом того, что (Епр - L) = f (t), можно получить, что:
ламбда = (m/k)[S + (R - ламбда Q)] кси (t) f (t).
Далее необходимо выбрать одну из зависимостей из правой части табл. 1, представленных на рис. 2, и подставить ее в формулу [8] в качестве кси (t). В данном случае использована формула из последнего столбца табл. 1, поскольку она имеет более пологий характер, что согласуется с результатами независимых наблюдений и мнением отдельно опрошенных других экспертов. При этом необходимо учитывать, что, по данным работы [8], инфернальность Q также изменяется со временем, увеличиваясь по сложному закону, который можно аппроксимировать линейным уравнением at + b. Общественная активность социума постепенно падает, также по линейному закону -ht + g.
Результаты опросов позволяют получить зависимость разности, затрачиваемой на преодоление барьера стенки "потенциальной ямы" и необходимой для этого энергии. Полученная зависимость представлена на рис. 4.
"Рисунок 4. Зависимость разности энергий от времени"
Обработка полученных данных показывает, что весьма близкие к полученному графику показатели дает формула:
f (t) = -0,4sin (7t - 0,25).
Соответственно, если пользоваться результатами опросов, то вероятность выбраться из "потенциальной ямы" выглядит как:
ламбда = 0,4 (m/k)[S - (h + ламбда a)t + (g + b)]
[ (t - 0,25)2 - 0,35t2 + 0,48]
sin (0,25 - 7t). [1]
Из работы [8] и других источников известны величины коэффициентов: a = 0,3; b = 0,1; h = 0,8; g = 0,15; m = 0,2; k = 0,1; ламбда = 0,5. Для среднего уровня собственных усилий S = 0,5 зависимость выглядит так, как показано на рис. 5.
"Рисунок 5. Изменение вероятности преодоления барьера во времени"
Кривая на рис. 5 демонстрирует существенные колебания во времени, что, вероятно, отражает тот факт, что в реальной жизни не все моменты могут быть благоприятными для преодоления "потенциального барьера", иногда, как советует народная мудрость, "лучше переждать". Тем не менее при условии приложения усилий по выходу из сложных обстоятельств, как показывает пунктирная прямая, рост вероятности благоприятного исхода вполне очевиден.
Если проанализировать зависимость вероятности преодоления проблемной ситуации от уровня собственных усилий индивида, то можно получить зависимость, представленную на рис. 6.
"Рисунок 6. Зависимость вероятности преодоления барьера от уровня собственных усилий"
Линейность графика вполне объяснима, однако обращает на себя внимание отрицательный начальный участок. Вероятно, он соответствует явлению "отбойной волны", которое практически любой человек, начавший, как принято говорить, "шевелиться", что-то делать, чтобы выйти из затруднительной или неблагоприятной ситуации, испытал на себе. Окружающие, как бы сговорившись, начинают осуждать его действия, всячески препятствовать продвижению, внесению изменений, если они исходят от данного работника, даже если они полезны и вполне приемлемы. Здесь срабатывает еще один древний приспособительный механизм, который реализовывался при выдвижении вожака в человеческой стае-орде, когда соплеменники должны были проверить кандидатов, интуитивно воздвигая на их пути различные препятствия и внимательно следя за удачностью их преодоления. Далее отбирались те, у кого результаты были наилучшими.
Собственно говоря, ничего не изменилось в наше время. В ходе того же опроса уже выделившиеся из общей среды менеджеры ("проверенные вожаки") отвечали на вопрос о мере своей амбициозности в трех направлениях. Результат, представленный на рис. 7, показывает, что своими устремлениями эти люди правильность выбора подтверждают.
"Рисунок 7. Зависимость частности мнений от величин показателей амбициозности: верхняя кривая отражает амбициозность в карьерном росте, средняя - в личном росте, нижняя - в экономическом росте"
Данные рис. 7 будут ниже использованы для определения одного из макроэкономических показателей как меры общей мотивированности персонала в стране.
Проблема "потенциальной ямы" имеет свое отражение в самых различных сторонах человеческой жизни, но наиболее явно она может быть выделена в трех областях человеческой деятельности - в экономике, образовании и медицине, хотя можно указать и на ряд других проблемных областей.
Экономический подход отражает наличие сложностей в деятельности предприятий и экономики в целом в связи с тем, что работники - кто в большей степени, кто в меньшей - подвержены воздействию эффекта "потенциальной ямы", то есть работают не с полной отдачей. Суммируясь, указанные недоработки образуют потерянный продукт и не заработанные экономикой страны средства.
Фактически, с точки зрения экономики, проблема распадается на три направления - собственно экономический вопрос, влияние ситуации с "потенциальной ямой" в образовании и в медицине. Это положение можно проиллюстрировать рис. 8, где показаны причины возникновения социальной ямы. Два раздельных изображения социума отмечают то положение, что социум до и после преодоления "потенциальных барьеров" его участниками существенно различается, поэтому и соединен только пунктирной линией, так как его взаимосвязь носит исторический характер.
"Рисунок 8. Схема появления экономических последствий явления "потенциальной ямы" (в создании рисунка использованы материалы работы [9])"
В самой экономике речь идет, собственно, о прямой экономической отдаче. Она представляет собой интеграл от вероятности преодоления "потенциального барьера" человеком, находящимся под влиянием воздействия мотивации:
Pпэ = 0,4 (m/k) интеграл [S - (h + ламбда a)t + (g + b)]
[ (t - 0,25)2 - 0,35t2 + 0,48]
sin (0,25 - 7t)dt. [2]
Интегрирование в формуле [11] ведется по времени, поскольку реальный уровень экономической отдачи нельзя зафиксировать в данный момент времени, а он может быть определен только за определенный период времени, в качестве которого выбирается весь отчетный период, используемый в модели. После интегрирования получается сложное выражение, которое после упрощения и подстановки параметров можно аппроксимировать простой функцией:
Pпэ = 1,6 sin (7t - 1,1) + 0,112 S sin7t. [3]
Однако при этом необходимо помнить, что такая аппроксимация возможна не на всем интервале значений t, а только от 0 до 0,5.
В медицине определение вероятности "выбраться из ямы" эквивалентно оценке величины и/или частоты стрессов. Можно предположить, что стрессообразующими будут все попытки неудачного преодоления "потенциального барьера", тогда обобщенное влияние стрессов (а именно оно необходимо для оценки экономической составляющей) будет обратно пропорционально вероятности, определяемой по формуле [2]. С учетом интегрирования и упрощения после подстановки параметров:
Vstr = интеграл (1 / ламбда)dt = (0,114 /S) (t + t3 /18).
[4]
В образовании все определяется коэффициентом при величине S, который зависит от уровня образования. Естественно, что здесь рассматривается обобщенный или эффективный уровень образования, представляющий собой, по существу, сумму произведений: длительности получения образования каждого вида на уровень образования на эффективность данной формы образования и на эффективность усвоения знаний. Тогда в формуле [2] вместо S необходимо подставить kобрS, где kобр - коэффициент, учитывающий влияние образования. Однако замечено также, что разность энергий f (t) также зависит от kобр, и в простейшем случае вместо f (t) также нужно подставить kобрf (t). Если построить зависимость вероятности преодоления барьера от величины данного коэффициента для среднего уровня усилий индивида, то можно получить зависимость, показанную на рис. 9.
"Рисунок 9. Изменение вероятности преодоления барьера от уровня образованности"
Наличие нисходящей ветви на графике рис. 9 может быть объяснено на основании представлений о том, что получение знаний на начальном этапе приводит к пониманию сложности проблемы и некоторому "опусканию рук", что далее преодолевается последующим накоплением знаний и переходом количества знаний в качество [10], сопровождающееся повышением уверенности в своих силах.
Экономическая отдача в области воздействия образования на общество для среднего уровня образованности в 0,4 может быть оценена как интеграл от функции рис. 9, которую приближенно можно аппроксимировать таким же образом, как и ранее, но с добавлением соответствующего коэффициента kобр.
Сведя все это вместе, можно вернуться к экономической пользе для общества от того, что его членами будут преодолеваться "потенциальные барьеры". Эта польза, собственно говоря, суммарная экономическая отдача от среднего члена социума, будет равна сумме всех трех полученных выше компонентов.
Тогда суммарная экономическая отдача от попыток индивидов преодолеть сложные жизненные обстоятельства будет выглядеть как:
Pпэ = 1,6 sin (7t - 1,1) + 0,112 S (kобр + 1) sin7t + (0,286 /S) (t
+ t3 /18).
[5]
В рассмотрении используется практически только восходящая часть графика, как показано на рис. 10, поскольку на величины в диапазоне выше значений t, равных 0,5, полученные упрощением формулы не распространяются. Однако полученный результат все же представляется важным, поскольку он дает возможность оценить вклад в общее экономическое развитие усилий каждого индивида по преодолению сложившихся по различным причинам неблагоприятных условий его деятельности.
"Рисунок 10. Изменение полной экономической отдачи во времени"
Восходящая часть графика объясняется влиянием усилий по преодолению неблагоприятных условий деятельности, начинающийся спад может быть связан с тем, что влияние данного явления постепенно истощается и в дело могут вступить другие факторы, в частности появление "вторичной" усталости по причине того, что результаты прилагаемых усилий по выходу из "потенциальной ямы" проявляются не сразу и/или не дают в обозримом будущем никаких видимых результатов.
Для полной экономической отдачи влияние собственных усилий индивида на результат имеет несколько отличающийся от полученного ранее результата, как видно из графика на рис. 11.
"Рисунок 11. Изменение полной экономической отдачи при различных уровнях собственных усилий по изменению жизненной ситуации"
Как видно из графика на рис. 11, в начальной части вновь имеет место эффект "отбойной волны", когда усилия по исправлению положения встречают сопротивление со стороны окружающих, а после преодоления сопротивления, после того, как все убедились в серьезности намерений индивида продолжать избранный курс преодоления "потенциального барьера", начинается стабильный линейный рост, как и в первом случае.
ВВП страны может быть рассчитан как сумма индивидуальных отдач, но в относительных величинах выглядит так же, как и на рис. 10 и рис. 11.
С позиций модели "потенциальной ямы" был проанализирован уровень безработицы, для чего понадобилось получить данные о потребности в работниках. Собранные из различных источников сведения позволили построить график, представленный на рис. 12, из которого явно видно наличие начального резкого подъема экономики, перегиба зависимости и последующей постепенной стагнации экономики, во всяком случае, если судить по данному показателю.
"Рисунок 12. Изменение относительной потребности в работниках от времени"
Расчетный уровень безработицы определяли как обратную величину стремления к выходу из "потенциальной ямы" за вычетом потребности в работниках и инфернальности, которые влияние этого фактора ограничивают. Данные по изменению во времени показателя инфернальности, или меры социального давления, взяты из работы [8], однако для упрощения применена линеаризация представленной в этом источнике более сложной зависимости. Результаты анализа представлены на рис. 13.
"Рисунок 13. Изменение показателей безработицы во времени"
Коэффициент корреляции для данных графиков на рис. 13 между собой равен 0,97 и существенен при всех уровнях значимости, превосходящих 0,01 [11]. Столь высокий коэффициент корреляции указывает на несомненное наличие соответствия между сравниваемыми показателями.
Завышенные значения расчетного уровня безработицы по сравнению с реальными могут означать, что предложенная модель включает и так называемую скрытую безработицу, не включаемую в официальную статистику, но это является темой отдельного исследования, которое запланировано провести позднее.
Для расчета еще одного макроэкономического показателя можно использовать произведение вероятности преодоления "потенциального барьера" на экономическую амбициозность потенциальных покупателей. Данные рис. 7 были уточнены с помощью дополнительного опроса экспертов для того, чтобы оценить изменение данного показателя с течением времени, и была получена аналогичная зависимость. Результаты анализа представлены на рис. 14. Данные по розничному товарообороту взяты из источника [12].
Коэффициент корреляции между данными графиков на рис. 14 равен 0,995 и существенен для всех уровней значимости, превышающих 0,01, и это указывает, как и ранее, на наличие явно выраженной взаимосвязи данных показателей. Более низкий начальный уровень товарооборота и его быстрый рост, вероятно, связан с наличием неучтенной доли товарооборота на "сером", "черном" и "блошином" рынках, не входящих в официальную статистику, но отвлекающих средства с "белого" рынка. Расчетный оборот, вероятно, учитывает это отвлечение, поскольку базируется на психологических характеристиках покупателей, а одним из исходных положений являлась амбициозность покупателей, стремящихся купить желанный товар где угодно, вплоть до выхода за рамки официального, "белого" рынка.
Как видно из приведенных выше примеров, представленная модель "потенциальной ямы" имеет очень широкие возможности, прежде всего при рассмотрении экономических проблем. Однако следует отметить, что здесь представлен только один из аспектов изучения проблемы "потенциальной ямы" в жизни людей, и, вероятно, для того, чтобы сделать более полные выводы, понадобятся дополнительные исследования. Особую роль в этих исследованиях, как показано выше, должны играть экономические аспекты данной проблемы.
"Рисунок 14. Изменение показателей розничного оборота во времени"
Преодоление проблем, связанных с влиянием на хозяйственный механизм страны феномена "потенциальной ямы", может производиться двумя путями. Один путь предполагает повышение внутренней энергии, затрачиваемой на преодоление ее "стенок", однако здесь действуют весьма существенные ограничения. Для все еще многочисленного сельского населения (27%, [13]) действуют последствия многолетнего подавления инициативы и свободного волеизъявления, использования в качестве трудового резерва для городов и последующего пренебрежения интересами "деревни". В результате выборочных социологических опросов в северо-восточных регионах Тверской области выяснили: 18% опрошенных считают, что от их усилий ничего не зависит, поэтому и делать ничего не надо; 14% думают, что ничего делать не надо - "все и так хорошо"; 79% не готовы немедленно лично приступить к активной деятельности, в том числе по подъему сельского хозяйства и созданию достаточной пищевой безопасности; 87% ожидают, что "они" (без раскрытия персоналий) должны сначала "все изменить", "сделать лучше", а вот уже потом эти респонденты начнут действовать.
Городское население, количество работоспособных людей в котором достигает 104,719 млн [14], хотя и более активно, но подвержено негативным влияниям, снижающих отдачу. Одним из основных показателей является уровень здоровья, включая психическое. Если в России в целом рождается 5% здоровых детей, то в Москве этот уровень падает до 2%, а младенческая смертность, которая опосредованно влияет на общий интеллектуальный уровень общества, выше на 1,2% [15], чем в среднем по стране [16]. Серьезные нарушения психической деятельности, не переходящие грань полного срыва и диагностирования как тяжелого заболевания, такие как депрессия, разнообразные фобии и вредные привычки, характерны более чем для 27% городского населения. Еще примерно 12%, по оценкам специалистов, относятся к люмпенизированной части населения, так что реально немного работников в обеих составляющих могут активно действовать так, чтобы преодолеть эффект "потенциальной ямы".
В этом случае необходимо попытаться снизить "уровень" или "высоту" "стенок" за счет предоставления наиболее активным представителям населения расширенных возможностей. Одним из таких подходов можно считать облегчение доступа к образованию, в том числе и в области бизнес-дисциплин. В частности, такое облегчение дает форма дистанционного образования, но его наиболее демократичным вариантом является президентская программа.
В целом уровень развития экономики существенно зависит от уровня мотивации персонала, и одним из главных препятствующих реализации мотивационных воздействий является эффект "потенциальной ямы". Этот эффект достаточно легко обойти и преодолеть, необходимо только представлять себе, что, как показано в данной статье, он существенно влияет на деятельность людей и, соответственно, на жизнь страны в целом. Поэтому преодоление эффекта "потенциальной ямы" является важной составляющей экономического и социального роста как отдельных компаний, так и экономики в целом. Однако это возможно только тогда и только в том случае, если менеджеры компаний будут заниматься постоянно, а не от случая к случаю, преодолением негативного воздействия с этой стороны. Одной из важных составляющих такой работы является создание для персонала новых возможностей, чего бывает в некоторых случаях и одного достаточно, чтобы помочь человеку выбраться из "потенциальной ямы", а среди путей реализации такого подхода можно выделить и предоставление возможности получения дополнительного образования.
Список литературы:
1. Радио "Свобода". Новая наука - нейроэкономика. http://www.sibnet.tm/article.php?sid=8148&mode=thread&order=0
2. Кусжанова А.Ж. Образование, как социальная и научная проблема. http://www.orenburg.ru/culture/credo/01/18.html
3. Jos Havermans. Как измерить эмоции. Research world, June 2005. http://mail.yandex.ru/msg?mesid=910000000173376686&folder=21000000048523
4. Сурков С.А. Психодинамика в экономике // Вопросы экономики. 2006. N 1.
5. Сурков С.А. Применение социомеханики для выработки экономических стратегий // Экономические стратегии. 2005. N 6.
6. Движение частиц в прямоугольной потенциальной яме: Конспект лекции с демонстрациями. http://teachmen.csu.ru/ work/lectureSQ/#a1
7. Плюснин Ю.М. Понятие человеческого потенциала в концепции устойчивого развития: критика методологии расчета // Человек, труд, занятость. Новосибирск, 1998. Вып. 2. С. 86-89. http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/ustraz1.rtf
8. Сурков С.А. Работа с персоналом как средство повышения эффективности организации // Управление персоналом. 2003. N 7. С. 40-43.
9. Солодчук В. Создание анимационного фильма с помощью ПК // Мир ПК. 2001. N 10. http://www.osp.ru/pcworld/2001/10/132.htm
10. Гусев А.В., Сурков С.А. Влияние особенностей обучения на эффективность бизнес-образования // Управление персоналом. 2005. N 8. С. 26-31.
11. Елисеева И.И., Егорова И.И., Курышева С.В. и др. Статистика. - М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002. С. 448.
12. Бабурин С. России нужен торговый кодекс: Статья из "Торговой газеты" от 01.07.05 на информационно-аналитическом портале профессионалов розничной торговли RetailerRu. http://www.retailer.ru/?cat=i_analytics&key=1066&action=show_print
13. Широкалова Г. Аграрная революция в России в конце ХХ - начале ХХI века // Еженедельное независимое аналитическое обозрение. 24.01.05. http://www.polit.nnov.ru/2005/01/24/revolution/
14. Сайт www.dialog.org.ua. Столицу России - на Восток. 28.10.05. http://dialogs.org.ua/ru/print /material/5/4544
15. Демографическая ситуация // Сайт АТВ. http://www.atv.ru/news/world/2004/04/07/birth/
16. Серкина Т. В НАО и Архангельской области повысился уровень младенческой смертности // ИА "Двина-Информ". 05.10.2005. http://www.dvinainform.ru/news/2005/10/05/33393.shtml
А.В. Гусев,
С.А. Сурков,
Ю.П. Бойко,
М.Е. Путин,
А.М. Лукашев,
А.А. Хрупалов
"Управление персоналом", N 3, февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.