Некоторые вопросы применения контрольно-кассовой техники
Порядок применения контрольно-кассовой техники на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ).
Согласно пункту 1 статьи 2 этого Закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
И лишь в случае оказания услуг населению при условии выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, наличные денежные расчеты могут осуществляться без применения ККТ (пункт 2 статьи 2 Закона о ККТ).
Напомним, что порядок применения бланков строгой отчетности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171. Согласно пункту 2 этого документа формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с указанным Постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.
Если в отношении каких-либо видов услуг населению бланки строгой отчетности не утверждались, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие такие услуги, должны использовать при расчетах с населением контрольно-кассовую технику (пункт 24 Положения, утвержденного постановлением N 171). Соответственно утвержденные Минфином России формы бланков могут применяться только при оказании тех видов услуг, в отношении которых они были утверждены.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрим отдельные вопросы применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности предприятиями торговли и общественного питания.
Торговля при отключении электричества
Можно ли продолжать торговые операции при отключении электричества?
ФНС России в письме от 19 октября 2005 г. N 06-9-08/30 разъяснил, что можно.
Согласно этому письму в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, предприятия торговли вправе использовать квитанцию формы по ОКУД N 0700003, утвержденную письмом Минфина России от 12 марта 1999 г. N 16-00-24-32, при расчетах с покупателями.
Отметим, что ранее ФНС России придерживалась иной точки зрения.
В письме от 19 апреля 2005 г. N 22-3-11/611 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговики запрещали применять эту квитанцию, ссылаясь на то, что Законом о ККТ возможность неприменения контрольно-кассовой техники и выдачи квитанций в случае отключения электроэнергии не предусмотрена. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (письмо от 13 июля 2005 г. N 03-01-20/3-129).
Однако обращаем внимание, что письмо Минфина России от 12 марта 1999 г. N 16-00-24-32 по настоящее время официально не отменено. А на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 171 все утвержденные ранее формы бланков строгой отчетности подлежат применению до принятия новых бланков, но не позднее 1 января 2007 г.
Операции по договору займа
Как уже отмечалось ранее, пункт 1 статьи 2 Закона о ККТ обязывает применять контрольно-кассовую технику при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Это означает, что любое иное осуществление денежных расчетов, не связанное с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники.
В связи с этим ФНС России в письме от 8 сентября 2005 г. N 22-3-11/1695 "О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники" разъяснила, что применения ККТ не требуется при уплате заемщиком процентов за пользование заемными средствами наличными денежными средствами в кассу организации, получении от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), оприходовании наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, поскольку такие операции не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг.
Нормативный срок амортизации ККТ
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о ККТ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Как сообщается в письме Минфина России от 4 октября 2005 г. N 03-01-20/4-192, продолжительность срока амортизации ККТ определяется с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, кассовые аппараты относятся к средствам механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда (код 14 3010000). В свою очередь эта группа основных средств согласно Классификации включена в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Таким образом, согласно указанному письму в случае исключения модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно, независимо от первоначальной стоимости такой техники.
Регистрация ККТ, используемых в филиалах
Контрольно-кассовая техника подлежит регистрации в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Это установлено пунктом 1 статьи 4 Закона о ККТ.
Пункт 1 статьи 83 НК РФ содержит требование постановки на учет организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Исходя из этого ФНС России в письме от 15 декабря 2005 г. N 06-9-10/110 "О применении ККТ" разъяснила, что контрольно-кассовая техника, используемая в филиале, должна регистрироваться в том налоговом органе, где состоит на учете филиал (см. также письмо ФНС России от 6 июня 2005 г. N 22-3-12/1013).
Применение ККТ реорганизованным юридическим лицом
Как уже отмечалось, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о ККТ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
ФНС России в письме от 11 мая 2005 г. N 22-3-12/766 разъяснила, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к которым в соответствии с разделительным балансом переходит контрольно-кассовая техника, исключенная из Государственного реестра, но с неистекшим нормативным сроком амортизации, налоговый орган обязан зарегистрировать указанную контрольно-кассовую технику.
А.В. Александрова
"Консультант бухгалтера", N 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru