Новые Правила продажи алкогольной продукции
и наиболее вероятные последствия их применения
11 февраля 2006 г. в "Российской газете" опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2006 г. N 80 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции", которым внесены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Правила продажи отдельных видов товаров дополнены новым разделом XIX "Особенности продажи алкогольной продукции", из требований которого рекомендуем обратить внимание на следующие:
В новом разделе Правил установлены дополнительные ограничения по торговле алкогольной продукцией, соблюдение которых повлечет за собой необходимость применения управленческих решений по минимизации возможных материальных потерь и оптимизации процесса торговли в будущем.
Пунктом 135 Правил запрещена продажа питьевого этилового спирта за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Подчеркнем, что это ограничение касается только питьевого этилового спирта и распространяется только на организации торговли.
Пунктом 136 Правил установлен ряд запретов по розничной продаже алкогольной продукции - в зависимости от содержания этилового спирта, мест реализации, маркировки и содержания информации о продаваемых товарах:
1. Запрещается реализация алкогольных напитков - независимо от содержания этилового спирта - в детских, образовательных и медицинских организациях, в общественном транспорте городского и пригородного сообщения всех видов, а также в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях и в организациях культуры. Только в последнем случае сделано исключение в отношении расположенных в организациях культуры организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица.
2. Запрещается продажа продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции:
в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Из приведенной цитаты следует, что органы местного самоуправления могут самостоятельно расширять перечень мест массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности. На тех объектах, которые прямо поименованы в пункте 136 Правил, продажа указанной продукции должна быть запрещена безотносительно к тому, принято ли соответствующее решение органом местного самоуправления;
в местах, не приспособленных для продажи данной продукции, к числу которых Правила относят ларьки, киоски, палатки, контейнеры и т.п.
Перечисленные ограничения на практике могут привести к существенному сокращению объемов продаж (в стоимостном выражении) организаций торговли и общественного питания, которые ранее активно использовали места массового скопления населения для организации торговых мест. В тех случаях, когда ограничение обусловлено дополнительным фактором - содержанием спирта в продаваемой продукции, определенной минимизации отрицательного эффекта от ужесточения правил торговли спиртными напитками можно достичь посредством изменения ассортимента. Однако, по нашему мнению, необходимость соблюдения установленных правил потребует принятия дополнительных управленческих решений, в том числе и кадровых, например, изменения графика работы торговых точек, сокращения персонала и т.п.
3. Запрещается продажа не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации), а также продукции, на этикетке которой отсутствует предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья человека. Здесь же уместно обратить внимание на требование пункта 138 Правил, которым установлен обязательный объем информации об алкогольной продукции:
наименование входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе наименование использованных в процессе изготовления продукции пищевых добавок, биологически активных пищевых добавок, сведения о наличии в продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов, о содержании в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов;
пищевая ценность алкогольной продукции;
объем алкогольной продукции в потребительской таре;
противопоказания к применению алкогольной продукции;
дата, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 143 Правил по требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.
При этом постановление Правительства Российской Федерации не устанавливает ни даты вступления новых Правил в силу, ни какого-либо переходного периода. Поэтому весьма вероятны серьезные проблемы с реализацией или иным использованием алкогольной продукции, которая не маркирована установленным образом, а также продукции, о которой не имеется всей необходимой информации. По нашему мнению, по данному поводу следует ожидать дополнительных разъяснений как со стороны Правительства Российской Федерации, так и со стороны Минфина РФ или ФНС России.
Еще одно дополнительное ограничение связано с площадью помещений, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции: в соответствии с пунктом 137 Правил организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег.
Таким образом, для организаций, не имеющих необходимых торговых площадей, остается два варианта принятия решений - сворачивание деятельности по продаже алкогольных напитков крепостью свыше 15 процентов (что, неминуемо приведет к ощутимым финансовыми потерям), либо расширение действующих площадей (что повлечет за собой отвлечение денежных средств на осуществление капитальных вложений.
Обращаем внимание, что ограничения касаются продажи спиртных напитков с объемным, а не весовым содержанием алкогольной продукции. То есть, в тех случаях, когда в продукции весовое содержание этилового спирта составляет, например, 12 процентов, ограничения будут распространяться в полном объеме (так как объемное содержание спирта в данном случае превысит 16 процентов: 12 : 0,72).
Пунктом 139 установлен состав обязательных сопроводительных документов, которые должен иметь продавец продаваемой алкогольной продукции, - товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Еще два пункта правил (140 и 141) регулируют некоторые технические вопросы реализации алкогольной продукции - обязанность продавца проверить ее качество, а также необходимость наличия ценников на продаваемую продукцию (в том числе, в розлив).
Внесение изменений в КоАП РФ, по нашему мнению, не понадобится, так как отступления от новых Правил подпадают под действие статьи 14.2 КоАП РФ "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена", которой предполагается наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
В определенных случаях несоблюдение Правил может быть квалифицировано как административное правонарушение, подпадающее под квалификацию статьи 14.4 КоАП РФ "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил".
В.Н. Васильев
"Консультант бухгалтера", N 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru