О льготах лицам, работающим на компьютере
Условия труда сотрудников, постоянно занятых работой на компьютерной технике, всегда вызывают многочисленные вопросы, связанные с предоставлением им соответствующих льгот, гарантий и компенсаций.
Один из данных вопросов решается однозначно, - данная категория работников, профессионально связанных с эксплуатацией персональных электронно-вычислительных машин (далее по тексту - ПЭВМ), обязана за счет средств работодателей проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение срока действия трудового договора) медицинские осмотры (обследования). Это следует из положений статьи 213 ТК РФ и пункта 4.2.3 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.
К лицам, профессионально связанным с эксплуатацией ПЭВМ, следует относить лиц, работающих на компьютерной технике более 50 процентов своего рабочего времени. На это указано в пункте 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденных постановлением Главным государственным санитарным врачом от 3 июня 2003 г. N 118. В этом же пункте подтверждена норма, согласно которой рассматриваемая категория лиц должна проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Приведенные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы предъявляют требования к самим персональным компьютерам; к помещениям для работы с ними; требования к микроклимату, содержанию вредных веществ в воздухе, шуму и вибрации, освещению на рабочих местах; общие требования к организации рабочих мест пользователей компьютерной техники. Требования правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с персональными компьютерами.
Необходимо также учитывать, что занятые на профессиональной основе работой на ПЭВМ женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы на компьютерной технике (не более 3 часов за смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Кроме организации и оплаты проведения медицинских осмотров (обследований), работодатели обязаны осуществлять постоянный производственный инструментальный контроль за соблюдением санитарных правил на оборудованных ПЭВМ рабочих местах. Указанный контроль организуется в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 13 июля 2001 г. N 18.
Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) работников определяется согласно Порядку проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.
Для большей категории работников частота прохождения периодических медицинских обследований определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но не реже одного раза в два года. Лица, не достигшие возраста 21 года, согласно требованиям статьи 213 ТК РФ обязаны проходить периодические медицинские осмотры ежегодно.
Учитывая то обстоятельство, что обязанность по организации и оплате прохождения работниками предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) возложена согласно трудовому законодательству на работодателя, такого рода расходы признаются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Следует также учитывать, что за время прохождения работниками предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников (а также внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам), за ними в соответствии со статьей 212 ТК РФ сохраняется средний заработок и место работы (должность) на время прохождения указанных осмотров (обследований). Выплачиваемые работникам суммы среднего заработка за дни прохождения медицинских осмотров и обследований принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль на основании пункта 6 статьи 255 НК РФ.
Наряду с изложенным необходимо учитывать, что расходы на оплату услуг медицинских учреждений по проведению медицинских осмотров работников, а также расходы на выплату среднего заработка, связанные с прохождением работниками медицинских осмотров, могут быть приняты в целях налогообложения только в тех случаях, когда случаи прохождения медицинских осмотров установлены действующими нормативными правовыми актами. Если, например, на прохождение осмотров направляются лица, не профессионально занятые работой на ПЭВМ, соответствующие расходы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль приняты быть не могут.
Как правило, рассматриваемые медицинские осмотры (обследования) организуются работодателями на основе договоров, заключенных с медицинскими учреждениями. В указанных договорах рекомендуется в обязательном порядке предусматривать цену оказываемых услуг; перечень лиц (согласно должностям по штатному расписанию), обязанных проходить осмотры (обследования) за счет средств организации; порядок расчетов, их периодичность, документальное оформление, определение стоимости оплаты услуг.
На сумму оказанных медицинскими учреждениями услуг в бухгалтерском учете организации оформляются следующие записи по счетам учета:
дебет счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу" и др. кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на стоимость оказанных услуг;
дебет счетов 60, 76 кредит счета 51 "Расчетные счета" - на сумму оплаты оказанных услуг.
В том случае, если медицинские осмотры работников организуются через принадлежащие организации поликлиники или иные медицинские учреждения, произведенные данными структурными подразделениями расходы в части, приходящейся на проведенные медицинские осмотры работников, оформляются следующими записями по счетам учета:
дебет счета 29 кредит счетов 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 10 "Материалы" и др. - фактические расходы поликлиник и иных медицинских учреждений организации;
дебет счетов 20, 26, 44, 91 и др. кредит счета 29 - отражены расходы в части, приходящейся на услуги по проведению медицинских осмотров работников организации;
дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" кредит счета 29 - по итогам отчетного месяца списаны расходы в части услуг, оказанных сторонним лицам и организациям.
Условия, по которым определяется доля фактических затрат обслуживающих медицинских учреждений организации, приходящаяся на услуги, оказанные основному и прочим производствам организации и услуги, оказанные сторонним лицам и организациям, определяются положениями учетной политики организации.
Следует учитывать, что финансирование расходов по оплате проведения медицинских осмотров лиц, занятых работой на ПЭФМ, может осуществляться из специальных источников, к которым относятся выделяемые Фондом социального страхования Российской Федерации средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, или же средства целевых фондов (например, статья 226 ТК РФ).
Средства Фонда социального страхования для оплаты рассматриваемых расходов могут быть выделены организациям на условиях, определенных статьей 14 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год".
Учитывая, что необходимость прохождения обязательных медицинских осмотров предусмотрена действующим трудовым законодательством, то расходы организаций на оплату услуг медицинских учреждений не должны включаться в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, а также в расчетные базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В бюджетных учреждениях оплата услуг медицинских учреждений по проведению предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) лиц, профессионально занятых работой на ПЭВМ, осуществляется за счет средств, выделенных по подстатье 226 "Прочие услуги" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
При осуществлении оплаты услуг в бюджетном учете в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н) оформляется запись по дебету счетов 040101226 "Расходы на прочие услуги", 030207730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг" и кредиту счетов 030405226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг", 020101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов".
Необходимо учитывать, что отказ работодателя от проведения за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 5.27 . На виновные должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время от 500 до 5 000 руб.), а на организацию - штраф в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (от 30 000 до 50 000 руб.) или же ее деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток. Нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, может повлечь за собой дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Под дисквалификацией понимается лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Более сложным является вопрос, связанный с предоставлением лицам, профессионально занятым работой на ПЭВМ, таких гарантий и компенсаций, как сокращенный рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда и повышенная оплата труда.
Действующие нормативные документы не содержат положений о предоставлении указанных гарантий и компенсаций, а потому бюджетные учреждения лишены возможности их предоставлять за счет средств бюджетного финансирования вовсе.
Коммерческие и иные учреждения, по мнению автора, вправе предусматривать повышенную оплату труда, если это предусмотрено в коллективном договоре, трудовых договорах с работниками и (или) иных действующих на их уровне локальных нормативных актах. При этом в обязательном порядке на каждое рабочее место, где установлена ПЭВМ, должна быть оформлена карта аттестации по условиям труда по форме, приведенной в приложении N 3 к постановлению Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", подтверждающая наличие вредных производственных факторов на соответствующем рабочем месте. Если результаты проведенной аттестации рабочих мест не подтверждают наличие вредных факторов, какие-либо дополнительные гарантии и компенсации могут быть предоставлены работникам только лишь из собственных средств организаций, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль.
Сокращение рабочего дня и дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда за счет средств организаций лицам, профессионально занятым работой на ПЭВМ, не могут быть предоставлены, так как это не предусмотрено нормативным актом, действующим в настоящее время в целях регулирования положений статей 92 и 117 ТК РФ. Данным нормативным актом является Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (в редакции изменений и дополнений).
В.П. Голубев
"Консультант бухгалтера", N 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru