Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 марта 2006 г. N КА-А41/713-06
(извлечение)
Предприниматель Ж.В.В. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом поданных, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточненных требований, о признании незаконным бездействия начальника Отдела по Химкинскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (Отдел Химкинского района УФАКОН по МО) Д.М.Л., выразившиеся в непринятии решения об изменении сведений о разрешенном использовании под дачное некоммерческое объединение граждан земельного участка с кадастровым номером 50:10:02 03 05:0005 и непредставлении сведений (выписки) из государственного земельного кадастра в отношении земельного участка (кадастровый номер 50:10:02 03 05:0005), 05:0005), расположенного по адресу: район деревни Терехово Химкинского района Московской области и обязании внести изменения государственного земельного кадастра.
К участию в деле в качестве второго ответчика Арбитражным судом Московской области привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее по тексту - УФАКОН по МО).
Решением суда от 4 ноября 2005 года требования Ж.В.В. частично удовлетворены., признано незаконным, бездействие УФАКОН по Московской области с 12 августа 2005 года, как противоречащие статьям 8, 20, 22 Федерального закона от 02.01.02 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Приказу Росземкадастра от 15.06.01 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра". В качестве мер по устранению допущенных нарушений прав заявителя суд обязал УФАКОН по МО внести на основании распоряжения Главы Химкинского района от 14.12.04 N 1474-р изменения в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании указанного земельного участка и выдать Ж.В.В. выписку из государственного земельного кадастра по форме В1 и В2 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:02 03 05:0005 с указанием в качестве цели предоставления в графе 17 выписки "для внесения изменения в свидетельство о государственной регистрации права в связи с установлением (изменением) разрешенного использования земельного участка под размещение дачного некоммерческого объединения граждан". В части признания незаконным бездействия начальника Отдела по Химкинскому району УФАКОН по МО Д.М.Л., обязании ее внести изменения в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 50:10:02 03 05:0005 и выдачи Ж.В.В. выписки из государственного земельного кадастра по форме В1 и В2 на указанный земельный участок производство по делу прекращено.
Управление Роснедвижимости по Московской области не согласившись с выводами апелляционного суда, настаивает на отмене постановления по основаниям неправильного применения судом норм материального права, а именно Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Закон Московской области от 05.12.2002 г. N 142/2002 "О плате за земельные участки, предоставляемые в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории Московской области", Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 28 "О государственном земельном кадастре". Апелляционным судом в нарушение норм статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследован вопрос о наличии дачного некоммерческого объединения, как обязательного условия установления и внесения в земельный кадастр разрешенного использования земельного участка "под размещение дачного некоммерческого объединения". По мнению заявителя, суды, при вынесении судебных актов, не принял во внимание порядок предоставления земельных участков для размещения дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренный пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и, и не исследовал вопрос о наличии дачного некоммерческого объединения граждан как обязательного условия установления разрешенного использования земельного участка "под размещение дачного некоммерческого объединения граждан". Судом необоснованно отклонены доводы заявителя о том, что заключение государственной экологической экспертизы испрашивалось в рамках пункта 6 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 2.01.2000 N 28 "О государственном земельном кадастре", в рамках предоставленных полномочий по проверке правомерности разрешенного использования.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель предпринимателя Ж.В.В., возражал против удовлетворения требований, указал на законность и обоснованность судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебных актов.
Из установленных судом фактических обстоятельств усматривается, что предприниматель Ж.В.В. 11.07.05 обратился к начальнику Отдела по Химкинскому району УФАКОН Д.М.Л. о внесении в данные государственного земельного кадастра сведений о разрешенном использовании указанного земельного участка" под размещение дачного некоммерческого объединения граждан" в соответствии с распоряжением Главы Химкинского района Московской области издано распоряжение от 14.12.04 N 1417-р "О согласовании материалов выбора и изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:02 03 05:0005 в деревне Терехово Химкинского района Московской области". В соответствии с п. 3 указанного распоряжения изменен вид разрешенного использования земельного участка с разрешенного использования "для организации крестьянского (фермерского) хозяйства" на разрешенное использование "под размещение дачного некоммерческого объединения граждан". На неоднократные обращения с письменными заявлениями в период с 8 по 11 июля 2005 года к начальнику Отдела УФАКОН Д.М.Л. о выдаче выписки из ЕГРЗ по форме В1 и В2 на указанный земельный участок, Ж.В.В. данную выписку не получил.
Полагая, что бездействием органа права и охраняемые законом интересы предпринимателя нарушены, последний обратился с заявлением в Арбитражный суд Московской области, указывая на нарушение статьям 8, 20, 22 Федерального закона от 02.01.02 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Приказу Росземкадастра от 15.06.01 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра".
Признавая незаконным оспариваемое бездействие, нарушающим права и охраняемые законом интересы предпринимателя, суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно указали на противоречие бездействия, выразившегося в непринятии решения об изменении сведений о разрешенном использовании под дачное некоммерческое объединение граждан земельного участка с кадастровым номером 50:10:02 03 05:0005 и непредставлении сведений (выписки) из государственного земельного кадастра в отношении спорного земельного участка, статьям 8, 20, 22 Федерального закона от 02.01.02 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Приказу Росземкадастра от 15.06.01 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра".
Выводы суда являются правильными и основаны на всестороннем исследовании фактических обстоятельств по делу, правильном применении норм материального права.
Согласно статье 70 Земельного кодекса РФ порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Федеральным законом о государственном земельном кадастре.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.00 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственным кадастровым учетом является описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Индивидуальному предпринимателю Ж.В.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права за N 50-01/10-19/2003 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которым установлено право заявителя на земельный участок площадью 21.000 кв.м., расположенный в районе деревни Терехово Химкинского района Московской области. Земельный участок сформирован и постановлен на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, присвоен кадастровый номер 50:10:02 03 05:005, где в качестве разрешенного использования указано: "для организации крестьянского фермерского хозяйства".
Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 14.12.04 N 1474 "О согласовании материалов выбора и изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:02 03 05:0005 в деревне Терехово Химкинского района Московской области" изменен вид разрешенного использования "под размещения дачного некоммерческого объединения граждан".
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка ведения кадастра, утвержденного Приказом Росземкадастра от 15.06.01 N П/119 учетные записи об изменении отдельных характеристик существующего земельного участка осуществляются на основании документов, представленных заявителем, и вносятся в кадастр согласно пункту 5.2 на основании резолюции должностного лица в случае предоставления документов, имеющих юридическую силу.
Индивидуальный предприниматель Ж.В.В., как собственник земельного участка, 11.07.2005 г. обратился с заявлением, в соответствии с указанной нормой, о внесении изменений в данные государственного земельного кадастра в части сведений о разрешенном использовании земельного участка на основании распоряжения Главы Химкинского района Московской области от 14.12.04 N 1474 и выдачи сведений, а именно выписки из ЕГРЗ. Требование заявителя не исполнено в установленные законом сроки, в связи с чем последний обратился в суд с требованием о признании бездействия незаконным.
Признавая незаконным бездействие УФАКОН суд первой, а впоследствии апелляционной инстанции, обоснованно указали на их несоответствие закону.
Представленное распоряжение Главы Химкинского района Московской области от 14.12.04 N 1474 является правоустанавливающим документом, подтверждающим необходимость внесения изменений в государственный реестр о виде разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со статьями 7, 8 Закона N 28-ФЗ сведения земельного кадастра необходимы для правообладателей земельных участков, а органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять запрашиваемые сведения заинтересованным в них лицам и организациям в виде выписок из государственного земельного кадастра. Порядок предоставления сведений регулируется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" лицо вправе получить от соответствующих органов кадастрового учета удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты земельных участков.
Правительством Российской Федерации 02.12.2000 N 918 утверждены "Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра", в соответствии с которыми лицо, заинтересованное в получении сведений государственного земельного кадастра подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений.
Для получения сведений об определенном земельном участке в заявлении указывается кадастровый номер участка, а при его отсутствии проводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка.
Разрешая спор, суды проверили на соответствие закону и приведенным Правилам действия как заявителя, так и органа, осуществляющего ведение земельного кадастра.
При этом арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков и по иным основаниям ответчик не вправе отказать заявителям в проведении кадастрового учета земельных участков.
Между тем в соответствии с требованиями статьи 19 Закона предусмотрено, что в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, с заявками на проведение государственного кадастрового учета земельных участков, с обязательным представлением правоустанавливающих документов и документов о межевании земельных участков, могут обращаться только заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями лица. В силу статьи 20 Закона в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано, если с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо, представленные документы не соответствуют требованиям законодательства. В силу положений п. 3 указанной статьи решение об отказе принимается в течение 5 дней.
Судебными инстанциями установлено, что с заявлением о внесении изменений обратилось заинтересованное лицо, представив правоустанавливающий документ органа полномочного принимать решения о разрешенном использовании земельного участка. Из письма начальника отдела Химкинского района УФАКОН по МО Д.М.Л. в адрес заявителя не усматривается, что ответчик приостановил свои действия или отказал в проведении государственного кадастрового учета.
Таким образом вывод суда о том, что, ответчик фактически бездействовал, не внося изменения в кадастр и не выдавая соответствующую выписку из кадастра, вследствие чего предприниматель Ж.В.В., являясь собственником земельного участка, был лишен права на его использование в соответствии с целевым назначением и его разрешенном использовании в соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации на основании Распоряжения Главы Химкинского района, что является препятствием для осуществления предпринимательской деятельности.
Апелляционным судом сделан обоснованный вывод о том, что требование УФАКОН по МО о необходимости представления Ж.В.В. заключения государственной экологической экспертизы, не основан на законе. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для проведения кадастрового учета и внесения изменений. Требование иных документов недопустимо.
Выводы суда об обстоятельствах дела и применение норм материального права являются правильными. При таких обстоятельствах, оснований к отмене судебного акта, вынесенного в соответствии с подлежащими применению нормами материального права и соблюдением норм процессуального права, нет.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, т.к. они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 4 ноября 2005 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2005 года N 10АП-3390/05-ГК по делу N А41-К2-16502/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 марта 2006 г. N КА-А41/713-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании