Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 марта 2006 г. N КГ-А41/2524-06
(извлечение)
Б.Р.В. (Б.Р.В.) и Б.В.Н. (Б.В.Н.) обратились в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области (МРИ ФНС России N 5 по МО) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о крестьянском фермерском хозяйстве "Аннушка" (КФХ "Аннушка") в части, касающейся состава учредителей КФХ "Аннушка", в котором содержится просьба обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРЮЛ сведений об учредителях КФХ "Аннушка" Б.В.Н и Б.Р.В. (т. 1, л.д. 8-10).
Решением Арбитражного суда Московской области от 1 декабря 2005 г. заявление Б.Р.В. и Б.В.Н. удовлетворено. Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Московской области по внесению в ЕГРЮЛ сведений о Крестьянском фермерском хозяйстве "Аннушка" в части, касающейся состава учредителей КФХ "Аннушка". Обязана МРИ ФНС России N 5 по Московской области устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРЮЛ сведений об учредителях КФХ "Аннушка" Б.Р.В. и Б.В.Н. Решение мотивировано тем, что КФХ "Аннушка" было создано в соответствии с Законом РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Законом РСФСР от 22 ноября 1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве, что крестьянское хозяйство считается созданным после выдачи районным (городским) Советом народных депутатов акта на право собственности на землю, подписания договора на аренду земельного участка, что согласно ст. 9 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица, что КФХ "Аннушка" было зарегистрировано постановлением Главы администрации Подольского района Московской области N 227 от 18 февраля 1993 года, которое признает крестьянское (фермерское) хозяйство юридическим лицом, закрепляет за ним название "Аннушка" и утверждает Главой хозяйства Б.Т.Н., а членами хозяйства - Б.В.Н. (муж) и Б.Р.В. (сын). Далее первая инстанция указала, что согласно ст. 4 и п. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, вступившего в действие с 1 июня 2002 г., государственные реестры определены как федеральные информационные ресурсы и регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию до введения в действие данного Федерального закона, определены как часть федерального информационного ресурса, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 441 "Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", регистрационное дело крестьянского (фермерского) хозяйства "Аннушка" в срок до 1 января 2003 года (шесть месяцев со дня введения в действие Закона) подлежало передаче Администрацией Подольского района Московской области в территориальный налоговый орган, что постановление Главы Администрации Подольского района Московской области от 18 февраля 1993 года N 227 "О регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства "Аннушка" также подлежало обязательной передаче в ИФНС N 5 по Подольскому району Московской области в составе регистрационного дела, однако в представленном ответчиком по запросу суда регистрационном деле КФХ "Аннушка" постановление Главы Администрации Подольского района Московской области N 227 от 18 февраля 1993 года отсутствует. Первая инстанция отвергла доводы МРИ ФНС России N 5 по Московской области о том, что основанием для внесения записи о государственной регистрации при создании являются сведения, предоставление которых предусмотрено п. 3 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" независимо от того, в какой форме и в каком составе они представлены, поскольку в соответствии в п. 3 ст. 26 названного Федерального закона уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу Закона, обязано представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные, в том числе, п.п. "д" п. 1 ст. 5 Закона - сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а в ходе судебного разбирательства установлено, что указанные сведения не были представлены в регистрирующий орган в полном объеме, то есть, по смыслу п. 1 ст. 23 Закона, и правоприменительной практики по вопросам регистрации юридических лиц, не могут быть рассматриваться как представленные. Первая инстанция указала также, что механизм соблюдения порядка учета сведений о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу указанного Закона, обеспечения их достоверности и недопущения мошеннических действий со стороны недобросовестных лиц установлен самим Законом. Закон предусматривает следующий порядок внесения в Единый государственный реестр сведений о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона: передача регистрационных дел, хранящихся в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц до вступления в действие Федерального закона; предоставление уполномоченный лицом юридического лица сведений, предусмотренных п. 3 ст. 26 Федерального закона; внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи на основании переданного регистрационного дела.
С учетом установленных обстоятельств дела первая инстанция пришла к выводам о том, что действия МРИ ФНС России N 5 по Московской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о КФХ "Аннушка" не соответствуют действующему законодательству, поскольку совершены на основании представленного сообщения о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в действие Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года, не содержащего сведений об учредителях (членах) КФХ "Аннушка" и что действиями по внесению неполных сведений об учредителях (членах) КФХ "Аннушка" в Единый государственный реестр юридических лиц были нарушены права заявителей, поскольку заявители - Б.Р.В. и Б.В.Н. были лишены возможности представлять информацию (подтверждать) третьим лицам свое участие в КФХ "Аннушка" и осуществлять права членов названного Хозяйства, о чем указывалось в заявлении (т. 2, л.д. 16-20).
В апелляционном порядке решение не обжаловано.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Б.Т.Н., глава КФХ "Аннушка", (ПБОЮЛ Б.Т.Н.), просит решение от 1 декабря 2005 г. отменить и оставить заявление без рассмотрения, ссылаясь на то, что согласно Закону РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское фермерское хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков, что в соответствии с действующим законодательством крестьянское фермерское хозяйство не является юридическим лицом и подлежит регистрации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (т. 2, л.д. 23-26).
В отзыве на кассационную жалобу заявители Б.Р.В. и Б.В.Н. просят оставить без изменения решение от 1 декабря 2005 г., сославшись на его законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представители главы КФХ "Аннушка" Б.Т.Н. и заявителей привели доводы, аналогичные изложенным соответственно в жалобе и в отзыве на нее.
МРИ ФНС России N 5 по Московской области, надлежаще извещенная о времени и месте заседания кассационной инстанции, своего представителя в суд не направила.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей главы КФХ "Аннушка" и заявителей, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены решения от 1 декабря 2005 г. в связи со следующим.
Первая инстанция с достаточной полнотой выяснила обстоятельства, имеющие значение для дела.
Первая инстанция обоснованно исходила из того, что заявители оспаривают действия, в действительности совершенные регистрирующим органом, которые нарушают права заявителей, как членов крестьянского фермерского хозяйства, что требования заявителей направлены на восстановление положения, существовавшего до внесения в ЕГРЮЛ изменений.
Доводы кассационной жалобы о внесении сведений о КФХ "Аннушка" в ненадлежащий государственный реестр неотносимы к данному спору, поскольку предметом рассмотрения является правомерность внесения сведений о КФХ "Аннушка" в реестр, в котором последнее зарегистрировано.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворена быть не может.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 1 декабря 2005 г. по делу N А41-К2-11342/05 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2006 г. N КГ-А41/2524-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании