г. Хабаровск |
06АП-А73/2008-2/588 |
19 марта 2008 г. |
|
Резолютивная часть оглашена 17 марта 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Захаревич Б.В.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: на основании доверенности от 09.01.2008 N 1 представитель - Гуляева А.Г.;
от административного органа: не явились (уведомление от 26.02.2008 N 034990)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.01.2008
по делу N А73-13353/2007-90АП, принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" об оспаривании постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Хабаровска Белецкого А.С. от 30.11.2007 N 443 о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" (далее - заявитель, МУП г. Хабаровска "СЗСМО", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными отмене постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Хабаровска Белецкого А.С. от 30.11.2007 N 443 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Право на обращение с соответствующим заявлением МУП г. Хабаровска "СЗСМО" обусловлено тем, что отсутствует состав административного правонарушения, поскольку предприятие не является субъектом вмененного правонарушения. Кроме того, по мнению заявителя, предприятие подлежит освобождению от ответственности вследствие недостаточного финансирования из средств местного бюджета, что свидетельствует об отсутствии вины во вмененном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.01.2008 в удовлетворении требований МУП г. Хабаровска "СЗСМО" о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Хабаровска Белецкого А.С. от 30.11.2007 N 443 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности, поскольку факт административного правонарушения и вина заявителя доказана и подтверждаются материалами дела.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 29.01.2008 N А73-13353/2007-90АП изменить и назначить административное наказание в виде предупреждения ввиду недостаточного финансирования из средств местного бюджета.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель предприятия доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. О месте и времени рассмотрения жалобы административный орган извещен надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционная инстанция выяснила следующее.
27.11.2007 должностным лицом ОГПН по Железнодорожному району г. Хабаровска проведена плановая проверка противопожарного состояния общежития расположенного в г. Хабаровске по ул. Осетинская, 1 "А". По результатам проверки, в присутствии законного представителя предприятия, составлен протокол об административном правонарушении от 29.11.2007 N 443, согласно которому в действиях МУП г. Хабаровска "СЗСМО" установлен факт административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно в нарушение пунктов 34, 39, 40, 53, 89, 91, 129 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, с первого по девятый этажи оконные проемы на лестничных клетках заложены кирпичом. В общежитии отсутствует телефонная связи. С окон и окон балконов не в полном объеме демонтированы глухие металлические решетки. Заблокированы (забиты) аварийные люки на балконах. Внутренний пожарный водопровод не проверен на работоспособность и водоотдачу. Не заключен договор с организацией имеющей лицензию на проведение данного вида работ. Внутренние пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами. Проживающие в общежитии не обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплексом спасательного снаряжения) из расчета одно спасательное устройство на каждые 30 человек находящихся на этаже общежития. Проверяемый объект эксплуатировался с нарушением требований установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", установлены нарушения Норм пожарной безопасности НПБ 110-03, а именно - в помещении отсутствовала автоматическая пожарная сигнализация. В нарушение Норм пожарной безопасности НПБ 104-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 помещения общежития не оборудованы системой оповещения людей в случае возникновения пожара. Над дверями и путях эвакуационных выходов отсутствуют световые табло "Выход".
30.11.2007, в отсутствии законного представителя предприятия извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом, главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Хабаровска Белецким А.С. вынесено постановление N 443 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, МУП г. Хабаровска "СЗСМО" обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утверждены Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также их объединениями.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ несут, в том числе, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений в соответствии с пунктом 34 ППБ 01-03 должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов (пункт 39 ППБ 01-03).
Пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается в соответствии с пунктом 53 ППБ 01-03 загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
Пунктом 89 ППБ 01-03 установлена обязательность по содержанию в исправном состоянии сетей противопожарного водопровода, а необходимость обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку (пункт 91 ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 129 ППБ 01-03 общежития высотой 5 и более этажей должны быть обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящихся на этаже здания. Индивидуальные спасательные устройства должны храниться в доступном для каждого человека на этаже месте, имеющем соответствующее обозначение указательным знаком пожарной безопасности. Каждое индивидуальное спасательное устройство должно быть снабжено биркой с указанием двух ближайших помещений, оборудованных приспособлениями для крепления устройства.
Пунктом 6.1. таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 установлено, что общежития, независимо от площади, подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматическими пожарными сигнализациями. При применении автоматической пожарной сигнализации общежития следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
Пункт 18 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 322 устанавливает, что общежития должны быть оснащены системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Как усматривается из материалов дела, общежитие по ул. Осетинской, 1 "А" в г. Хабаровске на основании договора управления от 19.06.2007 б/н находится на обслуживании у МУП г. Хабаровска "СЗСМО".
В процессе плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности в указанном общежитии инспектором пожарного надзора были выявлены и зафиксированы нарушения установленных требований ППБ 01-03, ППБ 110-03, ППБ 104-03.
Указанные выше факты предприятием ни в ходе проведения проверки ни при составлении протокола об административном правонарушении, а также на момент привлечения к ответственности не отрицались.
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Заявитель согласно Уставу выполняет функции по всему комплексу работ, связанных с содержанием и ремонтом закрепленных за ним общежитий. Так как соблюдение правил пожарной безопасности в местах общего пользования согласно ППБ 01-03 возлагается на предприятие, то вина заявителя состоит в бездействии по выполнению возложенных на него обязательных требований Правил пожарной безопасности. Принимая во внимание эти обстоятельства, административный орган обоснованно привлек МУП г. Хабаровска "СЗСМО" к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. по проверенному объекту, что соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Предупреждение как мера ответственности административного наказания предусматриваемая за совершение административных правонарушений, установленных статьей 20.4 КоАП РФ может быть применена в случаях, когда таковые не могут повлечь за собой тяжелых последствий.
Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены, в связи с чем, оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления не имеется.
Довод представителя предприятия об отсутствии вины во вмененном правонарушении ввиду отсутствия достаточных денежных средств для осуществления мероприятий по соблюдению правил пожарной безопасности апелляционная инстанция находит несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не может быть расценено как обстоятельство об отсутствии вины по данному виду административного правонарушения.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 20.4 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 января 2008 года по делу N А73-13353/2007-90АП оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13353/2007-90АП
Истец: МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий"
Ответчик: Главный государственный инспектор Железнодорожного района г. Хабаровска по пожарному надзору
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-588/2008-А73