Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2011 г. N 09АП-2112/2011
г. Москва |
А40-112984/10-21-654 |
11 марта 2011 г. |
N 09АП-2112/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Свиридов
судей В.Я. Гончаров, С.Л. Захаров
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РН" на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2010 г. по делу N А40-112984/10-21-654
по заявлению ООО "РН"
к Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Рыбакова О.А. по дов. от 11.01.2011г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "РН" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление), выражающегося в неправомерном уклонении от рассмотрения заявления ООО "РН" о выдаче лицензии в упрощенном порядке, в не принятии решения Управлением на заявление соискателя лицензии в установленный Законом срок, в не направлении уведомления в адрес общества о принятом Управлением решении, обязании Управления рассмотреть заявление общества и принять соответствующее решение.
Решением от 16.12.2010г. суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку решения об отказе в предоставлении лицензии вынесено не было.
Общество не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Сообщил, что общество избрало упрощенный порядок лицензирования и представило необходимые документы. Считает, что заявление общества Управлением не рассмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что заявление общества рассмотрено в установленном порядке и заявителю обоснованно дан ответ информационного характера. Указал, что применительно к опасным грузам необходимо представить дополнительные документы, что заявителем сделано не было.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился заявитель. Располагая доказательствами надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266, 269 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснение ответчика, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, заявитель обратился в Управление с заявлением (вх. N 1.2592 от 14.09.2010) о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (бензин моторный класс 3.1, дизельное топливо класс 9) в упрощенном порядке.
К заявлению о предоставлении лицензии в упрощенном порядке ООО "РН" приложило документы, предоставление которых требуется в соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон о лицензировании) - нотариально заверенные копии Устава, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства ИНН, протокола N 2 от 06.10.2009г., договора возмездного оказания услуг от 06.10.2009г., а также оригиналы платежного поручения от 06.10.2009г., а также оригиналы платежного поручения N 230 от 08.09.2010г., подтверждающего оплату госпошлины, договор страхования гражданской ответственности от 12.08.2010г. и сертификат к договору страхования гражданской ответственности от 07.09.2010г.
Заявление Управлением было рассмотрено и заявителю дан ответ (письмо от 14.09.2010г. за N ЛИА 4.10-677) ответчик сообщил, что в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отношении отдельных видов деятельности может применяться упрошенный порядок лицензирования.
Перечень сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам, а также существенные условия страхования гражданской ответственности соискателя лицензии или лицензиата, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Однако до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден вышеуказанный Перечень сертификатов соответствия и существенные условия договора страхования гражданской ответственности соискателя лицензии, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования заявленного вида деятельности. По этой причине упрощенный порядок лицензирования в отношении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не применяется.
Для сведения Управление сообщило, что для получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте необходимо предоставить в Федеральную службе по надзору в сфере транспорта заявление и оформленные установленным порядком документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусмотренные пунктом 8 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006г. N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорта" и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.08.2008г. N 133.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий (бездействия) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
На основании п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Согласно п.5.4.1 упомянутого Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выдает лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их.
Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта согласно п.6.7. Положения имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
К указанным требованиям, в том числе относится "Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006г. N 134 (далее Положение) и Закон о лицензировании, а также административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 18.08.2008г. N 133 (зарегистрирован в Минюсте России 03.09.2008г. за N 12217).
Требования к заявлениям о предоставлении (продлении срока действия, переоформлении) лицензии устанавливаются в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что полученный заявителем от Управления ответ от 14.09.2010г. не является решением Управления об отказе в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, который может быть обжалован в судебном порядке, поскольку носил информационный характер.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что упомянутое письмо не изменило никаких существенных прав общества, поскольку предлагало заявителю представить заявление с приложением необходимых документов для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, но только не по упрощенному порядку лицензирования.
Перечень сертификатов соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам, а также существенные условия договора страхования гражданской ответственности соискателя лицензии или лицензиата, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования, устанавливается Правительством Российской Федерации, в соответствии с абз. 13 п.6 ст.9 Закона о лицензировании.
Согласно п.6 ст.9 Закона о лицензировании по заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.
Таким образом, порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.
Поскольку Правительством Российской Федерации не разработан механизм реализации данного пункта, а именно - упрощенного порядка лицензирования, поэтому Управление не может реализовать заявленные требования как юридических, так и физических лиц, в том числе и заявителя.
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 134 от 15.03.2006 г.
Согласно п.8 Положения, помимо документов, перечисленных в ст.9 Закона о лицензировании, соискатель лицензии должен предоставить в уполномоченный орган копии следующих документов:
а) документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;
б) документов (сертификатов соответствия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), подтверждающих соответствие погрузочно-разгрузочных сооружений и устройств (крытых и открытых складов и платформ, площадок для контейнеров, тяжеловесных и других грузов, эстакад, повышенных путей, грузосортировочных платформ, площадок для контрейлеров и автопоездов и др.) требованиям нормативных правовых и иных актов, предъявляемым к погрузочно-разгрузочным устройствам, применяемым при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;
в) приказа об организации специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующего договора со сторонними специализированными организациями;
г) приказа об организации специализированного подразделения пожарной охраны или соответствующего договора со сторонними специализированными организациями;
д) плана действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе пожара;
е) приказа о назначении лица, ответственного за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;
ж) документа о высшем или среднем специальном образовании, повышении квалификации и стаже работы по соответствующей специальности лица, ответственного за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;
з) документов (дипломы, аттестаты, свидетельства), подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии, деятельность которых связана с погрузочно-разгрузочной деятельностью с опасными грузами.
Перечисленные документы заявителем в Управление не направлялись.
Таким образом, Управление не уклонялось от рассмотрения заявления предпринимателя о выдаче лицензии в упрощенном порядке и от принятия в установленный срок решения о предоставлении лицензии в избранном заявителем порядке, что подтверждается посланным уведомлением.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Управление не имело права принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорт в упрошенном порядке и поэтому решение об отказе в предоставлении лицензии обществу вынесено не было, а было направлено уведомление (письмо) от 14.09.2010г. носящее информационный характер.
Для выдачи лицензии заявителю необходимо было представить в Управление заявление и оформленные в установленным порядком документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Закона о лицензировании, пунктом 8 Положения и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.08.2008г. N 133, но заявитель проигнорировал разъяснение ответчика и пакет документов на выдачу лицензии в упрощенном порядке в Управление не представил.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2010г. по делу N А40-112984/10-21-654 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.А. Свиридов |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112984/2010
Истец: ООО "РН"
Ответчик: ространснадзор, Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта