г.Москва |
N 09АП-781/2008-АК |
14 февраля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.02.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Демидовой О.В.,
судей Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центрального Банка РФ на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.11.2007г. по делу N А40-41513/07-108-229 (судья Гросул Ю.В.), по заявлению ЦБ РФ к ГУ МРО ФСС РФ,
о признании недействительными решений
при участии:
от заявителя- Ламакина С.В. по дов. от 10.01.2008 N 3, уд.006101; Чадина С.В. по дов. от 10.01.2008 N 2, уд. 005649;, Белохина Ю.Е. по дов. от 14.06.2007 N 325, паспорт 4599881884;
от ответчика: Губекова К.М. по дов. от 10.05.2007, паспорт 8202833663; Антошенкова З.В. по дов.от 30.08.2007, паспорт 46 07 810980.
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный суд г.Москвы признал недействительным решения ГУ МРО ФСС РФ(филиала N 6) от 12.04.2007 г. N 11 и N 15, вынесенные в отношении ЦБ РФ в части доначисления и требования уплатить 60 рублей 02 коп. недоимки, штрафа и пени. В удовлетворении остальной части требования отказал, о чем свидетельствует решение от 28.11.2007 г., обосновав свои выводы тем, что выплата работникам Банка России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста не является оплатой по трудовому договору и не входит в систему оплаты труда работников Банка России, установленному Положением о системе оплаты труда. Суд пришел к выводу о том, что произведенные Банком выплаты своим работникам не отнесены к числу выплат, на которые не начисляются страховые взносы, которые указаны в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.
Не соглашаясь с принятым решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы считает, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не должны начисляться на суммы выплат, производимых работникам на основании локальных нормативных актов, считает, что страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Представитель Банка настаивает, что основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат. Пояснил, что произведенные выплаты носят социальный характер, не связаны с трудовым результатом работника. Пояснил, что Банк руководствовался Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.
Представитель ГУ МРО ФСС РФ поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, изложил свои доводы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указал, что оспариваемые решения приняты с соблюдением сроков и в соответствии с действующим законодательством.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе доводы, суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст.ст.266-268, приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Из акта N 13 н/с документальной выездной проверки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.03.2007 г. следует, что проведена проверка структурного подразделения Центрального Банка РФ - Межрегионального центра информатизации при Центральном банке Российской Федерации по вопросам правильности начисления, уплаты и расходования средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
На основании акта приняты решение N 11 от 12.04.2007 N8 о привлечении Центрального Банка к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов по основаниям ст.19 ФЗ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 г. ( с доп. и изм.), ст.8 ФЗ N 25-ФЗ от 08.02.2003г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003" в виде взыскания штрафа в сумме 3688,91 руб., а так же принято решение N 15 от 12.04.2007 г. о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени (т.1 л.д.40-42) в сумме 18444,53 руб. и пени 232,17 руб.
Оспариваемые решения мотивированы тем, что Банком России нарушены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, с учетом Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, в результате чего ГУ-МРО ФСС РФ установлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 9222263 руб.09 коп.
В ходе проверки ГУ-МРО ФСС РФ установлено, что произведены единовременные выплаты работникам Банка России, состоящим в штате, применив коэффициент к должностному окладу в размере 0,3- 1,3. В ноябре 2006 г. страхователь не включил в налогооблагаемую базу для исчисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев единовременную выплату в сумме 1848297,90 руб. С выплаченных сумм страховые взносы в Фонд социального страхования РФ не начислялись и не уплачивались. Данная выплата заложена в "Смете расходов на содержание аппарата", начисление ее производилось по балансовому счету N 70206-"расходы на содержание аппарата".
Проверкой установлено, что страхователь за проверяемый период - январь 2005 года и с июня 2005 г. не начислял страховые взносы на выплаты за счет средств работодателя работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, сверх установленных государственных размеров, общая сумма которых составила 30010,80 руб., в том числе за 2005 год в сумме 11822,58 руб., за 2006 год - 18188,22 руб.
Кроме того, страхователь с мая по ноябрь 2006 г. не начислял страховые взносы на выплаты сотрудникам материальной помощи в случае их временной нетрудоспособности в сумме 173940,39 руб.
Материальная помощь в случае временной нетрудоспособности оказывалась в размере 50% разницы между должностным окладом и размером пособия по временной нетрудоспособности, рассчитанным за фактическое время нетрудоспособности.
Проверкой установлено, что страхователь не начислял страховые взносы на материальную помощь, оказанную сотрудникам в связи с его лечением в сумме 25500 рублей, в том числе за 2005 г.-25500 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемых ненормативных правовых актов.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора.
В силу п.2 ч.2 ст.17 названного Федерального закона страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Согласно ч.3 ст.22 названного Закона правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, предусмотрено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно пункту 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявления Банка в части выплаты, производимым работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, правильно исходил из того, что постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. N 1206 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" определен размер ежемесячной компенсации в качестве гарантированного минимума. Советом директоров Банка России установлена дополнительная выплата работникам Банка, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Суд правильно пришел к выводу о том, что указанная выплата не является оплатой труда работника, так как не связана с исполнением им работы по трудовому договору и не входит в систему оплаты труда работников Банка России, установленную Положением о системе оплаты труда.
Согласно п.5 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации ( с изм. и доп.) компенсация, выплачиваемая работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком.
Из вышеизложенного следует, что суд обоснованно сделал вывод о том, что такая выплата не является вознаграждением за конкретный трудовой результат работников Банка, она не может служить основанием для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доводы заявителя жалобы о том, что на единовременные выплаты, исчисляемые с применением коэффициента в размере от 0,3- 1,3 от должностного оклада, а так же выплата сотрудникам материальной помощи в случае их нетрудоспособности, выплаты материальной помощи сотрудникам Банка в связи с его лечением в коммерческих медицинских учреждениях на которые не начисляются страховые взносы, нельзя признать состоятельными.
В упомянутом Перечне произведенные Банком России выплаты не отнесены к числу выплат, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, страховые взносы начисляются не только на оплату труда, но и другие выплаты, производимые работодателем в пользу своих сотрудников, непосредственно не связанные с результатами трудовой деятельности.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки ГУ-МРО ФСС РФ было выявлено, что страхователь не начислял страховые взносы на ряд выплат, выплаченных на основании локальных актов.
Между тем, локальные акты Центрального Банка РФ не относятся к нормативно-правовым актам Российской Федерации, регулирующим вопросы начисления страховых взносов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ законодательство об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Локальные акты, принимаемые работодателем, и устанавливающие системы оплаты труда и компенсации в соответствии Трудовым кодексом РФ, дают право работодателю на доплаты сверх норм установленных нормативными актами, однако не могут определять порядок начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ не предусмотрено уменьшение страховых взносов в случаях, если выплаты производились не из фонда заработной платы.
Следовательно, возникновение объекта обложения страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязанность по исчислению базы по ним не ставится действующим законодательством в зависимость от источников, за счет которых осуществляется выплаты работникам.
Суд первой инстанции признал недействительными два решения, принятых ГУ МРО ФСС РФ, поскольку оспаривание ненормативных актов производится в порядке административного производства, а оспариваемые акты не имеют ценовой оценки, суд первой инстанции с учетом требований ст.110 АПК РФ обоснованно возложил расходы по оплате государственной пошлины на орган, который принял два решения, не соответствующие действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание другие доводы представителя заявителя жалобы, а так же доводы, изложенные в апелляционной жалобе, но они не являются основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда, который полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.11.2007 по делу N А40-41513/07-108-229 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Демидова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41513/07-108-229
Истец: Центральный банк Российской Федерации
Ответчик: Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации