Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 апреля 2006 г. N КА-А40/3381-06
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2006 г. N КА-А40/12463-06-П
Закрытое акционерное общество "Каргилл А.О." (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 14 по г. Москве (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 21.06.2005 N 18/597 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением от 05.10.05 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 26.12.05 Девятого арбитражного апелляционного суда, требование общество удовлетворено частично: оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части отказа заявителю в возмещении НДС в составе авансовых таможенных платежей, поскольку представленные документы подтверждают уплату НДС в составе авансовых таможенных платежей.
В удовлетворении требования о признании недействительным решения в остальной части заявителю отказано в связи с непредставлением им в инспекцию документов, подтверждающих ведение раздельного учета.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении иска отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В остальной части судебные акты не обжалуются, в связи с чем законность судебных актов проверяется в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Представители инспекции возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в оспариваемом решении налогового органа.
Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Отказывая в удовлетворении требований общества "о признании недействительным решения инспекции в части отказа в возмещении НДС в связи с непредставлением документов, подтверждающих ведение раздельного учета и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ" суд первой инстанции указал на то, что "Общество не представило документов, содержащих сведения о составлении двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, что исключило возможность подтвердить ведение, составление и отражение хозяйственных операций в части раздельного учета в порядке, установленном статьей 170 Налогового кодекса Российской Федерации".
Суд также "пришел к выводу о правомерности привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением в налоговый орган по причине отсутствия регистров бухгалтерского учета".
Между тем, общество представило в инспекцию регистры бухучета, в том числе, по счетам 19, 60, 68, 41 и соответствующим им субсчетам, которые, по его мнению, подтверждают раздельный учет сумм НДС, как подлежащих, так и не подлежащих вычету по общехозяйственным расходам.
Факт представления данных документов в инспекцию не оспаривался представителями последней в судебном заседании, а также подтверждается, в частности, сопроводительными письмами заявителя в инспекцию от 25.03.05 исх. N 14-42 (т. 1 л.д. 32) и от 16.03.05 исх. N 14-34 (т. 1 л.д. 133-145), содержащими отметку отметка инспекции о принятии документов, на которые имеется ссылка в судебных актах.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о правомерности привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением в налоговый орган по причине отсутствия регистров бухгалтерского учета, нельзя признать соответствующими фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Из оспариваемого решения инспекции в рассматриваемой части следует, что обществом не представлен к проверке журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Однако правовых оснований, по которым инспекция пришла к выводу о том, что данный журнал относится к регистрам бухучета, ею не приведено.
Отсутствуют какие-либо выводы и судебных инстанций по данному вопросу.
Вывод суда о том, что "Общество не представило документов, содержащих сведения о составлении двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, что исключило возможность подтвердить ведение, составление и отражение хозяйственных операций в части раздельного учета в порядке, установленном статьей 170 Налогового кодекса Российской Федерации", сделан без проверки доводов заявителя, обоснованных ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела, и на конкретные проводки по счетам бухучета.
Кроме того, на данное обстоятельство не ссылается и инспекция в своем решении.
Более того, в решении инспекции содержится иной мотив отказа в принятии к вычету сумм НДС - отсутствие журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, что, по мнению инспекции, не дает возможности достоверно определить стоимость отгруженных товаров и правильность расчета пропорции сумм НДС, относимых как к вычету, так и на увеличение стоимости товаров (работ, услуг).
Ссылка суда первой инстанции на Положение об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета Общества на 2004 финансовый год необоснованная, поскольку спорным периодом является январь 2005 г. и в материалах дела имеется Приказ об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета Общества на 2005 финансовый год, который судом не исследован с учетом доводов сторон.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Поскольку судом апелляционной инстанции вышеизложенные нарушения не устранены, постановление суда также подлежит отмене, а дело в рассматриваемой части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть вышеизложенное, в порядке ст. 71 АПК РФ проверить доводы сторон и представленные ими доказательства, дать оценку всем доводам сторон с учетом приводимых ими ссылок на нормативные правовые акты и принять по делу законное, обоснованное и мотивированное решение с соблюдением требований ст. 170 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 284, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
в обжалуемой части решение от 05.10.2005 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-46892/05-127-359 и постановление от 26.12.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13757/05-АК по тому же делу отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2006 г. N КА-А40/3381-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании