г. Москва |
Дело N А40- 50242/07-72-360 |
"19" марта 2008 г. |
N 09АП-2106/2008-АК |
Резолютивная часть объявлена 17.03.2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 19.03.2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" (Московская железная дорога)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 декабря 2007 г., принятое судьей Немовой О.Ю.
по делу N А40-50242/07-72-360
по заявлению ОАО "РЖД" (Московская железная дорога)
к Главному Управлению ФРС по г. Москве
третьи лица: 1) Департамент земельных ресурсов г.Москвы, 2) Росимущество, 3) ТУ Росимущества по г. Москве, 4) Правительство г.Москвы,
о признании незаконным отказа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Коновлева М.И. по дов. от 11.12.2007 N НЮ-3-15/895, уд. N IV 13004; Пасько А.Н. по дов. от 21.02.2008 N НЮ-3-15/273, уд. N IV 13004;
от ответчика: Кудухов А.В. по дов. от 02.10.2007 N 129, уд. ТО N 007439; от 3-их лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) Бойцова И.М. по дов. от 25.01.2007 N 30-13/636, уд. N 0112; 4) Николаев А.А. подов, от 21.12.2007 N4-47-18409/7, уд. N 115.
УСТАНОВИЛ
ОАО "РЖД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГУ ФРС по г. Москве о признании незаконном отказа N 14/016/2006-249 от 11.05.2007 в регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г.Москва, ул. Новорязанская, дом 17, кадастровый номер 77:01:03059:029, обязании зарегистрировать право собственности заявителя на земельный участок площадью 3695 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, ул. Новорязанская, дом 17, кадастровый номер 77:01:03059:029.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25 декабря 2007 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обосновании этого указывает, что право собственности на спорный участок возникли у заявителя в соответствии с распоряжением Минимущества РФ от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р и сводным актом передачи имущества, в том числе, здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Новорязанская, дом 17, а также, земельного участка, расположенного под указанным зданием, кадастровый номер 77:01:03059:029.
Отзыв на апелляционную жалобу участвующими в деле лицами представлен не был.
Суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц, Департамента земельных ресурсов г.Москвы, Росимущества, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал, что документами, представленными заявителем и нормами федерального законодательства подтверждается право постоянного бессрочного пользования ФГУП "Московская железная дорога" на спорный земельный участок. Пояснил, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, и соответственно субъект Российской Федерации город Москва не имеет прав и полномочий по распоряжению данным земельным участком.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указал, что заявитель не представил документы, подтверждающие факт нахождения здания на спорном земельном участке.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества по г. Москве поддержал доводы заявителя, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал, что у субъекта РФ отсутствуют полномочия по управлению, распоряжению федеральным имуществом, в том числе по установлению каких-либо ограничений и обременений.
Представитель Правительства г. Москвы поддержал позицию ответчика и решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11 мая 2007 года ГУ ФРС по г.Москве на основании абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приняло решение N 14/016/2006-249 об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 77:01:03059:029 по адресу: г.Москва, ул. Новорязанская, дом 17.
При этом регистрирующий орган исходил из того, что часть спорного земельного участка расположена на землях общего пользования (т.1, л.д. 13).
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
В соответствии с нормами ст. ст. 9, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие или возникновение этих прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок является кадастровый план данного земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки (п. 1 ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Согласно статьям 13 - 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" к одному из основных документов государственного земельного кадастра относится Единый государственный реестр земель, содержащий основные сведения о земельном участке, в том числе категория земель и разрешенное использование земельных участков.
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр (п. 3 ст. 17 ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Требования к оформлению выписки из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана земельного участка, изготавливаемого для предоставления сведений государственного земельного кадастра в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" от 2 декабря 2000 года N 918, установлены Правилами оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденными Росземкадастром 10 апреля 2001 года.
Кадастровый план земельного участка представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.
При этом каждый раздел кадастрового плана земельного участка имеет свой состав и назначение. Так в разделе В.3 отражаются сведения о частях и обременениях земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что при обращении за государственной регистрацией прав на земельный участок, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Новорязанская, дом 17, с кадастровым номером 77:01:03059:029 Обществом был представлен кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 17.112005, N Л1/05-0285.
Согласно разделу В.3 указанного кадастрового плана, часть земельного участка площадью 517,9 кв. м. с учетным кадастровым номером 001 расположена на землях общего пользования (в пределах красных линий, ограничивающих территорию улично-дорожной сети - ул. Новорязанская).
В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 13.07.04 N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" Правительство Москвы постановило выделить из состава земель города Москвы земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. К ним отнесены, в том числе земельные участки, не подлежащие отчуждению из собственности города Москвы (земли общего пользования, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения, объекты оздоровительного назначения, земельные участки, под которыми проходят магистральные подземные инженерные коммуникации).
В целях дальнейшего повышения эффективности использования земель города Москвы указанным правовым актом Правительство Москвы постановило утвердить Перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы.
В то же время, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) не подлежат отчуждению.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При этом, достоверность сведений, отраженных в государственном земельном кадастре относительно расположения части земельного участка с кадастровым номером 77:01:03059:029 на землях общего пользования и правильность выдачи кадастровой карты не опровержена материалами регистрационного дела
С учетом изложенного, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности соответствует положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также земельному законодательству.
Доводы автора апелляционной жалобы сводятся к тому, что право собственности на спорный участок возникли у заявителя в соответствии с распоряжением Минимущества РФ от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р и сводным актом передачи имущества, в том числе, здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Новорязанская, дом 17, а также, земельного участка, расположенного под указанным зданием, кадастровый номер 77:01:03059:029, во исполнение названного распоряжения. По мнению заявителя, в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Данные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку согласно разделу В.3 кадастрового плана представленного Обществом при обращении за регистрацией права собственности и являющегося надлежащим доказательством относительно сведений о земельном участке, части спорного земельного участка расположены на землях общего пользования, которые, в силу специального законодательства, не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" не допускает одновременную приватизацию зданий и земельных участков, на которых они расположены, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Более того, пунктом 8 ст. 28 Федерального закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий, а также земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы и др.) не подлежат отчуждению.
Судебной коллегией также не принимаются доводы заявителя относительно того, что спорный земельный участок ранее являлся федеральной собственностью, в связи с чем, суд первой инстанции необоснованно руководствовался распорядительными актами г. Москвы, поскольку вопрос отнесения этого земельного участка к федеральной собственности либо к собственности субъекта Российской Федерации выходит за рамки настоящего дела, предметом которого является проверка законности действий регистрирующего органа исключительно по мотивам наличия в представленных самим же заявителем документов сведений о частях земельного участка, не подлежащих приватизации.
Что касается ссылок автора апелляционной жалобы на незаконное внесение в кадастровый план спорного земельного участка сведений о том, что в его границах расположены земли общего пользования, то судебная коллегия считает их необоснованными, поскольку заявителем в установленном законом порядке действия государственного органа, выдавшего кадастровый план не оспорены.
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным. Доводы же, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для его отмены либо изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2007 по делу N А40-50242/07-72-360 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
С.Л Захаров |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50242/07-72-360
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал Московская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги" Московско-Рязанское Отделение (юридический отдел), ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Главное управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Правительство города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы