Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2011 г. N 07АП-1042/2011
г. Томск |
Дело N 07АП-1042/11 |
17 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яцкевич О.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Титовой О.В. по доверенности от 10.11.2010 (сроком на 1 год), Попова М.С. по доверенности от 01.09.2010 года (сроком на 1 год),
от заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области - без участия,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 15.12.2010 года по делу N А27-13791/2010 (судья Мишина И.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс - Ойл"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области,
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасс-Ойл" (далее по тексту - ООО "Кузбасс-Ойл") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:22:0301001:45, площадью 49230,16 кв.м, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра по Кемеровской области, в сумме 61 447 608 рублей 80 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1 248 рублей 17 копеек за кв.м; признании незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила N 316), Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания), Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой опенки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее по тексту - Административный регламент), действий Управления Росреестра по Кемеровской области (правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:22:0301001:45, площадью 49230,16 кв.м в сумме 61 447 608 рублей 80 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 1 248 рублей 17 копеек; обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее по тексту - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области) исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 61 447 608 рублей 80 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 1 248 рублей 17 копеек за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:22:0301001:45 площадью 49230,16 кв.м, занимаемого ООО "Кузбасс-Ойл", почтовый адрес относительно ориентира: Кемеровская область, г. Березовский, район Крохалевской подстанции (дело N А27-13791/2010).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2010 года заявленные ООО "Кузбасс-Ойл" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Кемеровской области и ФГУП "ФКЦ "Земля" обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят состоявшийся судебный акт отменить по основаниям неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Кузбасс-Ойл".
По мнению апеллянтов является доказанным факт надлежащего исполнения возложенной на них функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель. Ссылаясь на статьи 65,66 ЗК РФ, правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, пункт 11 Правил N 316, податели апелляционной жалобы отмечают, что акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта утверждающего кадастровую стоимость.
ООО "Кузбасс-Ойл" в отзыве (поступил в суд 10.03.2010 года), его представители в судебном заседании, возражают против доводов апелляционных жалоб по изложенным в нем основаниям, просят принятый по делу судебный акт оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГУП "ФКЦ "Земля" - без удовлетворения.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области и третьим лицом письменный отзыв на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
Представители участвующих в деле заинтересованных лиц и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. ФГУП "ФКЦ "Земля" представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1-3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав представителей ООО "Кузбасс-Ойл", суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Кузбасс-Ойл" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:22:0301001:45, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Березовский, район Крохалевской подстанции, площадью 49230,16 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.06.2008 года серии 42 АВ N 796127.
Согласно кадастровому паспорту от 25.06.2010 N 4200/001/09-222286 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:22:0301001:45 составляет 61 447 608 рублей 80 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости - 1 248 рублей 17 копеек за кв.м.
По отчету независимого оценщика ООО "Правовой центр "Юкон" от 28.07.2010 N ОН 89/06/10 рыночная стоимость данного участка определена в сумме 23 658 972 рубля.
ООО "Кузбасс-Ойл", полагая, что при определении кадастровой стоимости нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедура проверки результатов кадастровой оценки, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации, пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение указанной статьи Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.04.2000 N 316, утверждающее Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 316 кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктом 13 Правил N 316 определено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 2, 5, 10, 11 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 316 разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе, в том числе такого вида разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний).
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостыо и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разделом 2 Административного регламента установлены административные процедуры.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации регулируется пунктом 8 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 8.1. Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
При разрешении спора судом первой инстанции не установлено, что в данном случае не была построена статистически значимая модель для последующего расчета рыночной информации.
В соответствии с предоставленными Административным регламентом полномочиями по исполнению государственной функции, Управление Роснедвижимости провело проверку отчета, выполненного ФГУП "ФКЦ "Земля", на соответствие требованиям технического задания, что отражено в акте проверки от 24.11.2008 N 2.
Согласно пункту 10 Правил N 316, пунктам 4, 9 Административного регламента, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. Затем утвержденные результаты государственной кадастровой оценки вносятся в государственный кадастр.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Управление Роснедвижимости после проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков передало результаты государственной кадастровой оценки земель администрации Кемеровской области.
В силу предоставленных полномочий Коллегия администрации Кемеровской области принятыми постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила соответственно средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
После утверждения органом исполнительной власти результатов государственной кадастровой оценки земель Управление Роснедвижимости внесло в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденные постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с обоснованностью выводов суда о недостоверности результата кадастровой оценки земельных участков.
Судом сделан преждевременный вывод об обязании исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Внесение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, апелляционные жалобы - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Кузбасс-Ойл" требований.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Обществом была излишне уплачена государственная пошлина при подаче заявления, поскольку требование об обязании Учреждения произвести действия по устранению нарушений прав Общества не подлежит самостоятельному обложению госпошлиной. Таким образом, сумма излишне уплаченной госпошлины в размере 1 000 рублей подлежит возврату в соответствии со статьей 104 АПК РФ из федерального бюджета согласно пункту 1 части 1 статьи 333.41 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. ФГУП "ФКЦ "Земля" при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2 000 рублей. Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1 000 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1 000 рублей.
Расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, понесённые ФГУП "ФКЦ "Земля", в связи с удовлетворением апелляционной жалобы подлежат взысканию с Общества в пользу ФГУП "ФКЦ "Земля".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2010 по делу N А27-13791/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс-Ойл" отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасс-Ойл" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 рублей по платежному поручению от 17.09.2010 N 253.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс-Ойл" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 1000 рублей.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей по платежному поручению от 28.12.2010
N 3009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79761/06-44-1174
Истец: ООО "АвтоЦентр-Эксо" (ООО "Лизинг-Центр"), ООО "АвтоЦентр-Эксо"
Ответчик: КБ "Диалог-Оптим"