г. Москва |
Дело N А40-47930/07-140-312 |
24 марта 2008 г. |
N 09АП-461/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей: Крекотнева С.Н., Седова С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергиной Т.Ю.
Рассмотрев в открытом (закрытом) судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 4 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2007 г.
по делу N А40-47930/07-140-312, принятое судьёй Мысак Н.Я.
по иску (заявлению) ООО "Гейм Лэнд"
к ИФНС России N 4 по г.Москве, ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области
о признании незаконным решения и действия, обязании произвести возврат
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Мусина И.В. по доверенности от 11.01.2008 г. удостоверение адвоката N 3230 выдано 14.03.2003 г.
от ответчика (заинтересованного лица):ИФНС России N 4 по г.Москве - Убушаева Н.К. по доваеренности N 05-25/72986 от 27.09.2007 г. паспорт 85 03 285857 выдан 02.09.2004 г.; ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области - Домахин Д.В. по доверенности N 202-нк/845 от 11.02.2008 г. удостоверение от 11.02.2008 г.
УСТАНОВИЛ
ООО "Гейм Лэнд" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к ИФНС РФ N 4 по г. Москве, ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС РФ N 4 по г. Москве, оформленного письмом от 17.08.2007 года N 11-14/62667 и действия, выразившегося в отказе возвратить ООО "Гейм Лэнд" излишне уплаченных страховых взносов платежным поручением N 114 от 08.08.2007 года в сумме 13 365 000 руб., а также об обязании ИФНС РФ N 4 по г. Москве возвратить ООО "Гейм Лэнд" сумму 13 365 000 руб. зачисленную в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии, начислить и уплатить проценты в сумме 22 052.25 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.2007 года требования общества удовлетворены. При принятии решения, суд исходил из того, что оспариваемое решение налоговой инспекции противоречит закону, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России N 4 по г.Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
ООО "Гейм Лэнд" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснений представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и обстоятельствами дела.
Судом установлено, и налоговым органом не оспаривается, что ООО "Гейм Лэнд", перечисляя страховые платежи в ПФР за июль 2007 года на накопительную часть трудовой пенсии в платежном поручении от 08.08.2007 года N 114 (л.д. 26) допустило ошибку в указании суммы платежа: вместо суммы платежа 135 000 руб. указало сумму 13 500 000 руб.
09.08.2007 года ООО "Гейм Лэнд" (л.д. 25) обратилось в ИФНС РФ N 4 по г. Москве с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного взноса в ПФР в сумме 13 365 000 руб.
13.08.2007 года такое же заявление было подано заявителем в ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области (л.д. 22-23)
Однако, налоговый орган, ссылаясь на Федеральный Закон N 167-ФЗ от 15.01.2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", которым по мнению инспекции не закреплена обязанность налогового органа и не определен порядок по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов, решением, оформленным письмом от 17.08.2007 года N 11-14/62667, сообщил о невозможности зачета, возврата суммы платежа на накопительную часть трудовой пенсии.
По утверждению налоговой инспекции, ст. 78 НК РФ установлен порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченного налога, сбора, пеней и штрафа. При этом, под страховым взносом согласно ст. 3 Федерального Закона от 15.01.2001 г. N 167-ФЗ понимаются индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенном на его индивидуальном лицевом счете. По мнению инспекции, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не отвечают понятию налога, закрепленного в ст. 8 НК РФ, что не позволяет рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, а положения ст. 78 НК РФ не применяются при осуществлении возврата (зачета) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговые органы, как и органы ПФР осуществляют контроль за уплатой страховых взносов в порядке, определяемом законодательством РФ, а взыскание недоимки и пени по страховым взносам осуществляется органами ПФР.
Апелляционный суд считает оспариваемое решение налогового органа незаконным и не принимает во внимание доводы инспекции по следующим основаниям.
Судом установлено, что Обществом при заполнении платежного поручения N 114 от 08.08.2007 года (л.д.26) допущена ошибка в указании суммы платежа. Поступление денежных средств в бюджет ПФР налоговым органом не оспаривается и подтверждается письмом инспекции от 17.08.07 г. исх. N 10-22/62557 (л.д. 21).
Статья 78 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007 года содержит следующие правила в части зачета, возврата сумм излишне уплаченных сборов: зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п. 2); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6); решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8); налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9); правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (п. 14).
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 года N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета-администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 года N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
При таких обстоятельствах, доводы инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и законодательством не определен орган, который обязан осуществить зачет спорной суммы, а также не предусмотрен порядок проведения такого зачета, несостоятельны, и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Обществом также заявлено требование о взыскании процентов в сумме 22 052.25 руб. за просрочку возврата суммы 13 365 000 руб. в период с 10.09.07 года по 14.09.07 года, с момента, когда налоговый орган должен был исполнить обязанность по возврату спорной суммы до момента обращения в суд за защитой нарушенных прав.
Суд первой инстанции, проверив правильность представленного заявителем расчета, принимая во внимание отсутствие претензий со стороны налогового органа к расчету и сумме процентов, пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных обществом требований.
Судом первой инстанции полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, основаны на нормах действующего законодательства. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110,176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2007 г. по делу А40-47930/07-140-312 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 4 по г.Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
С.П.Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47930/07-140-312
Истец: ООО "Гейм Лэнд"
Ответчик: Пенсионный фонд РФ, гл. Упр. Пенс. Фонда РФ N 2 по Москве и МО, Упр. N 3, ИФНС РФ N 4 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-461/2008