Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 г. N 11АП-1879/2011
18 марта 2011 г. |
Дело N А49-5416/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Апаркина В.Н., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от истца - Боярина Н.С., доверенность от 04.05.2010 года,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области - не явился, извещен,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 ноября 2010 г. по делу N А49-5416/2010 (судья Земцова М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью торговое предприятие "Поиск" (ИНН 5836607090), г. Пенза,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пензенской области, г. Пенза, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью торговое предприятие "Поиск" (далее - ООО ТП "Поиск") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области по возложению на заявителя не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по приведению в соответствие разрешенного и фактического использования земельного участка и обоснованию площади испрашиваемого земельного участка, а также бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в неподготовке, неподписании и непредоставлении заявителю для подписания проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Измайлова, 15 "а", кадастровый номер 58:29:02009014:0075, согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области от 02.07.2008 N 292-Р. Кроме того, представитель заявителя просил обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка на праве собственности по цене согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области от 02.07.2008 N 292-Р-266175 руб. 66 коп., а также обязать ответчиков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области от 02.07.2008 N 292-Р-266175 руб. 66 коп. и направить проект договора заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Арбитражный суд определением от 27.09.2010 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией первого ответчика произвел замену Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области на его правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
В судебном заседании представитель заявителя на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил письменные уточнения заявленных требований (том 2 л.д.40), в соответствии с которыми просил признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:02009014:0075 площадью 6887 кв.м., расположенного по адресу: г.Пенза, ул.Измайлова,15а, в собственность и подготовки проекта договора купли-продажи этого земельного участка, а также обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу принять решение о предоставлении ООО ТП "Поиск" земельного участка, расположенного по адресу: г.Пенза, ул. Измайлова, 15а, с кадастровым номером 58:29:02009014:0075 площадью 6887 кв.м. на праве собственности, подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка и направить его вместе с копией решения о предоставлении земельного участка в собственность в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.11.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что требование о предоставлении дополнительных документов, не указанных в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ, Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном Приказом Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007 г., в том числе предоставление дополнительного обоснования площади испрашиваемого земельного участка при его выкупе Земельным кодексом РФ, и иными федеральными законами РФ не предусмотрено.
Испрашиваемый заявителями земельный участок с кадастровым номером 58:29:02009014:75 площадью 6887 кв.м., расположенный по адресу: г.Пенза ул. Измайлова, 15а, не отнесен к землям, изъятым из оборота, и поставлен на кадастровый учет.
Формирование испрашиваемого земельного участка в соответствии с законными правилами, участие в этом формировании ТУ ФАУГИ по Пензенской области, проведение межевания и в последующем постановка на кадастровый учет, исключает необходимость какого-либо дополнительного обоснования площади использования участка для заявителя перед ТУ ФАУГИ по Пензенской области и ФАУГИ.
Из имеющихся в материалах дела кадастрового паспорта здания от 19.07.2008 (том 1 л.д.128-132) и технического паспорта на профилакторий (гаражного типа) от 19.07.2008 (том 2 л.д.19-26) усматривается, что из 852,8 кв.м. - общей площади объекта 556,3 кв.м. занимает гараж, а остальные 296,5 заняты складами и подсобными помещениями. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (том 2 л.д. 2-15) ООО ТП "Поиск" осуществляет сдачу в наем собственного нежилого недвижимого имущества, а также занимается транспортной обработкой грузов (том 2 л.д. 4-5). Испрашиваемый земельный участок фактически используется заявителем для целей ремонта и профилактики автомобильного транспорта.
Наличие в приложении к заявлению на приватизацию земельного участка всех документов, указанных в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, "Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", утвержденном Приказом Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007г., свидетельствует о представлении заявителем полного комплекта документов необходимых и достаточных для принятия ответчиками решения о приватизации земельного участка.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
В апелляционной жалобе указывает, что ввиду того, что площадь испрашиваемого к приватизации земельного участка с кадастровым N 58:29:02009014:75 значительно превосходит площадь объекта недвижимости заявителя, в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обязательным обосновать указанную площадь земельного участка, необходимую для использования объекта недвижимости.
Прямое участие ТУ Росимущества в Пензенской области в формировании спорного земельного участка не может исключать необходимость обоснования площади использования участка.
По мнению подателя жалобы, поскольку земельный участок находится в собственности РФ, Росимущество и его территориальные органы, как полномочные представители собственника, вправе при рассмотрении вопроса о выкупе земельного участка исследовать представленные документы на их полноту и достоверность, чтобы исключить преимущественное право заявителя на свободные от зданий и строений части испрашиваемого земельного участка, т.к. на основании ст. 38 ЗК РФ свободные земельные участки предоставляются на торгах.
В судебном заседании представитель ООО ТП "Поиск" высказал позицию, что считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО ТП "Поиск", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью торговое предприятие "Поиск" является сособственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке площадью 6887 кв.м с кадастровым номером 58:29:02009014:0075 по ул.Измайлова, 15а в г.Пенза. Данный объект общество приобрело у ЗАО "Автоколонна 1546" на основании заключенного между указанными лицами договора купли-продажи от 28.05.2007 (том 1 л.д.11-12, 14).
Заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области (далее - ТУ ФАУГИ) с заявлением о предоставлении в собственность (приватизации) земельного участка площадью 6887 кв. м., расположенного по адресу: г. Пенза ул. Измайлова, 15а, с кадастровым номером 58:29:02009014:0075 с приложением документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, "Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", утвержденным Приказом Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007.
Рассмотрев представленные заявителем документы, ТУ ФАУГИ по Пензенской области направило в адрес заявителей письмо от 22.06.2010 N ТУ-1601, в котором со ссылкой на письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ) от 10.06.2010 N ПП-10/15950 заявление с приложением документов возвратило их ООО ТП "Поиск" на доработку. Упомянутыми письмами ФАУГИ и ТУ ФАУГИ по Пензенской области у заявителя истребованы дополнительные документы, в том числе запрошено обоснование площади приватизируемого земельного участка. Кроме того, заявителю предложено привести в соответствие разрешенное и фактическое использование земельного участка (том 1 л.д. 17-20).
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:02009014:0075 площадью 6887 кв.м., расположенного по адресу: г.Пенза, ул.Измайлова, 15а, в собственность общества с ограниченной ответственностью Торговое предприятие "Поиск", а так же в уклонении от подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 58:29:02009014:0075 площадью 6887 кв.м. расположенного по адресу: г.Пенза, ул.Измайлова, 15а, и направлении его заявителю в сроки, установленные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. N 432 ФАУГИ осуществляет полномочия собственника федерального имущества, в том числе и при его приватизации. В соответствии с указанным Положением ФАУГИ осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации. ФАУГИ принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
ТУФАУГИ по Пензенской области, в соответствии с "Положением о территориальном управлении", утвержденным Приказом Федерального агентства N 278 от 29.09.2009, подготавливает и представляет в ФАУГИ информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества, предложения об условиях продажи, ведет учет договоров купли-продажи, в установленном порядке заключает договоры купли-продажи, а также обеспечивает передачу прав собственности на проданное имущество, принимает меры для обеспечения поступления средств от продажи земельных участков в федеральный бюджет.
Согласно пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На основании пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из писем ФАУГИ от 10.06.2010 N ПП-10/15950 и ТУ ФАУГИ по Пензенской области от 22.06.2010 N ТУ-1601 ответчики рассмотрели обращение ООО ТП "Поиск" о приватизации земельного участка с кадастровым номером 58:29:02009014:75 и возвратили ему представленные документы и заявление на доработку.
Упомянутыми письмами ФАУГИ и ТУ ФАУГИ по Пензенской области у заявителя истребованы дополнительные документы: запрошено обоснование площади приватизируемого земельного участка, а также предложено привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка.
Судом верно отмечено в решении, что требование о предоставлении дополнительных документов, не указанных в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ, Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном Приказом Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007 г., в том числе предоставление дополнительного обоснования площади испрашиваемого земельного участка при его выкупе Земельным кодексом РФ, и иными федеральными законами РФ не предусмотрено.
Судом также правильно указано в решении, что испрашиваемый заявителями земельный участок с кадастровым номером 58:29:02009014:75 площадью 6887 кв.м., расположенный по адресу: г.Пенза ул. Измайлова, 15а, не отнесен к землям, изъятым из оборота, и поставлен на кадастровый учет.
Как предусмотрено частью 7 статьи 36 ЗК РФ, границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В силу пункта 3 статьи 36 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из приведенных норм следует, что при определении площади земельного участка, подлежащего приватизации, необходимо учитывать комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 6887 кв.м., расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Измайлова, 15А, с кадастровым номером 58:29:02 009 014:0075 был сформирован в результате следующих действий. ЗАО "Автоколонна 1546" имело в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок по улице Измайлова, 15А площадью 35445 кв.м. На основании распоряжения Территориального Управления по Пензенской области от 20.03.2007 N 153-Р, площадь земельного участка ЗАО "Автоколонна 1546" на праве постоянного (бессрочного) пользования составила 32753 кв.м. ЗАО "Автоколонна 1546" продало часть нежилых помещений, в том числе профилакторий (гаражного типа) обществу с ограниченной ответственностью ТП "Поиск". В связи с отчуждением нежилых зданий возникла необходимость раздела земельного участка. Между собственниками нежилых зданий было заключено соглашение о порядке пользования земельными участками по ул. Измайлова, 15А. Был проведен комплекс землеустроительных работ по разделу земельного участка, принадлежащего ЗАО "Автоколонна 1546" на праве постоянного (бессрочного) пользования, проведено межевание. Задание на межевание земельного участка утверждал заместитель руководителя ТУ Росимущества по Пензенской области. Границы образовавшихся земельных участков согласованы правообладателями земельных участков. В результате проведенных землеустроительных работ в границах земельного участка ЗАО "Автоколонна 1546" образовалось 8 участков, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 58:29:02 009 014:0075, площадью 6887 кв.м., закрепленный за ООО ТП "Поиск". Таким образом, испрашиваемый земельный участок был сформирован как объект земельных правоотношений, границы которого определены в соответствии с федеральными законами. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами землеустроительного дела (том 1 л.д. 21-46) и постановкой земельного участка на кадастровый учет - кадастровый паспорт N5829/203/09-2382 от 12.05.2009 (том 1 л.д.47-53).
Судом правильно учтено то обстоятельство, что по результатам рассмотрения в 2008 году заявления ООО ТП "Поиск" о приобретении спорного земельного участка в собственность за плату, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области было издано распоряжение N 292-Р от 02.07.2008г., согласно которому был утвержден расчет цены земельного участка с кадастровым номером 58:29:02 009 014:0075, площадью 6887 кв.м. и специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" поручено заключить договор купли-продажи земельного участка и направить копию заключенного договора в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области (том 1 л.д. 15.16).
Доводы представителя ответчиков о том, что указанный в кадастровом паспорте от 12.05.2009 N 58:29:02009014:75 на испрашиваемый земельный участок площадью 6887 кв.м. вид разрешенного использования "для размещения автоколонны" не соответствует фактическому назначению расположенного на этом участке объекта недвижимости в виде нежилого здания (профилактория) (том 2 л.д. 47-53), а также о том, что заявитель прежде чем приобрести земельный участок в собственность должен сначала изменить его разрешенное использование, правомерно отклонены судом по следующим основаниям.
Судом верно отмечено об отсутствии обязанности заявителя для целей предоставления ему в собственность земельного участка в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ провести предварительно изменение целевого назначения и разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, так как эта обязанность для спорных правоотношений законом не предусмотрена.
Данный вывод следует из положений статьи 36 ЗК РФ, возлагающей на заявителя лишь обязанность представить уполномоченному органу местного самоуправления кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка и доказательства принадлежности заявителю находящихся на нем зданий, строений и сооружений, а на уполномоченный орган местного самоуправления - обязанность предоставить испрашиваемый участок в собственность при условии соблюдения процедуры обращения, а именно: полноты представленного пакета документов и отсутствия обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ. При этом статья 36 ЗК РФ определяет право собственника объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, на приобретение этого участка в собственность как исключительное право.
Суд также правильно указал, что наличие в приложении к заявлению на приватизацию земельного участка всех документов, указанных в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, "Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", утвержденном Приказом Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007г., свидетельствует о представлении заявителем полного комплекта документов необходимых и достаточных для принятия ответчиками решения о приватизации земельного участка, а также сделал верный вывод о том, что доказательств обратного, вопреки требованиям статей 65, 198 АПК РФ, ответчиками в судебное заседание не представлено, в связи с чем, требования ООО ТП "Поиск" следует признать законными и обоснованными и в соответствии с положениями статей 198, 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами РФ не предусмотрено требование о предоставлении дополнительных документов, не указанных в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ, Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007г., в том числе предоставление дополнительного обоснования площади испрашиваемого земельного участка при его выкупе.
На момент подачи истцом заявления в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пензенской области о предоставлении земельного участка в собственность, испрашиваемый земельный участок площадью 6887 кв.м. был сформирован как объект земельных правоотношений. Границы указанного участка были определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ) с соблюдением норм ст. 11.2. и п. 3 ст. 33 ЗК РФ, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от 19.03.2008 г. 58 АЛ N 35 1467 и кадастровым паспортом N 5829/203/09-2382 от 12.05.2009г.
Пункт 5 статьи 200 АПК РФ возлагает на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия). Однако, в нарушение пункта 5 ст. 200 АПК РФ, ответчики, при рассмотрении дела, не предоставили суду никаких доказательств того, что истцу необходимо предоставить участок меньшей площади, а также не доказали, что их действия по возложению на истца обязанности по обоснованию площади испрашиваемого земельного участка являются законными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. ООО ТП "Поиск" приобрело нежилое помещение у ЗАО "Автоколонна 1546", данное нежилое помещение располагалось на земельном участке, принадлежащем ЗАО "Автоколонна 1546" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от 22.01.2002г.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, на принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходимой для ее использования. В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Согласно пункту 3 статьи 35 ЗК РФ, в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ - юридические лица, имеющие в собственности... здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, а не статьей 38 ЗК РФ, как указывают в апелляционной жалобе ответчики.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 ноября 2010 года по делу N А49-5416/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5416/2010
Истец: ООО ТП "Поиск"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом