город Москва |
дело N А40-58519/07-107-338 |
21.04.2008
|
N 09АП-3596/2008-АК |
резолютивная часть постановления объявлена "14" апреля 2008 г.
постановление изготовлено в полном объеме "21" апреля 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи ___Т.Т. Марковой,
судей ___ Н.О. Окуловой, П.В. Румянцева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Новиковой,
рассмотрев в открытом (закрытом) судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2008 по делу N А40-58519/07-107-338, принятое судьей Лариным М.В.
по заявлению ОАО "ТНК-Нягань"
к инспекции Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решение в части;
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бартош О.Н. по доверенности N 006-с от 01.01.2008;
от заинтересованного лица: Тихонова В.Б. по доверенности N 98 от 30.10.2007;
УСТАНОВИЛ
ОАО "ТНК-Нягань" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решение Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 31.07.2007 N 52/1592 о возмещении (частично) суммы НДС заявленной к возмещению в части отказа в возмещении НДС в сумме 29.504 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Инспекция не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, явившиеся в судебное заседание, поддержали свои позиции по заявленным требованиям и возражениям.
Законность и обоснованность принятого решения, проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 19.03.2007 обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС за январь 2007 г.
Документы, подтверждающие правомерность применения ставки 0 % и налоговых вычетов за январь 2007 представлены одновременно с первоначальной налоговой декларацией сопроводительным письмом от 20.02.2007 N 52-05/06483.
По результатам камеральной проверки налоговым органом принято решение N 52/1592 от 31.07.2007, которым заявителю возмещен налог на добавленную стоимость в размере 145.995.523 руб., и отказано в возмещении НДС в сумме 29.504 руб. (п. 2 решения).
Общество оспаривает решение в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 29.504 руб.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что из условий договора ТВХ-0083/05 от 15.06.2005 (л.д. 118-124 том 1), заключенному между ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (принципал) и ООО "Меритайм-сервис" (агент) следует, что принципал поручает агенту от имени, за счет и в интересах принципала, а в необходимых случаях, от своего имени, но за счет и в интересах принципала, за вознаграждение, произвести транспортно-экспедиторское обслуживание и таможенное оформление нефти, поставляемой принципалом на экспорт через специализированный морской порт Приморск в количестве, необходимом принципалом, а агент принимает на себя возникшие в связи с таким поручением обязательства. Агент, действуя от своего имени: организует экспедиторские услуги, представляет интересы принципала в ОАО "Балтнефтепровод", ЗАО "Морской Портовый Сервис", Торгово-промышленной палате и в ООО "Спецморнефтепорт Приморск" (порт), а также выполняет письменные поручения принципала, связанные с выполнением обязательств по организации экспедиторских услуг.
Отсюда следует, предметом названного договора являются работы (услуги), предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодека Российской Федерации, а именно: работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок товаров, вывозимых за пределы Российской Федерации товаров, что предусматривает налогообложение по налоговой ставке 0 %.
Из условий договора N ТВХ-0081/05 по транспортно-экспедиторскому обслуживанию товаров и транспортных средств в Новороссийском морском порту от 15.06.2005, заключенному между ОАО "ТНК-ВР Холдинг" в лице управляющей компании ОАО "ТНК-Менеджмент" (заказчик) и ЗАО "Фоско" (экспедитор) следует, что предметом договора является оказание экспедитором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по обслуживанию товаров (нефти) заказчика или лиц, которых заказчик представляет, в Новороссийской таможне, ОАО "Новороссийский Торговый порт" и ОАО "Черномортранснефть", (услуги), а именно: организация перевалки товаров заказчика через Новороссийский Торговый Порт; оформление товаротранспортных документов, сертификатов, паспортов и иных разрешений государственных органов, необходимых для организации экспортной перевалки товаров через порт Новороссийск; представление интересов заказчика в ОАО "Черномортранснефть" и ОАО "Новороссийский Морской Торговый порт", а также выполнение иных письменных поручений заказчика или лиц, которых он представляет.
Предметом названного договора являются работы (услуги), предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок товаров, вывозимых за пределы Российской Федерации товаров, что предусматривает налогообложение по налоговой ставке 0 %.
Услуги, оказанные в рамках вышеуказанных договоров, представляют собой единый перевозочный процесс, включающий в себя не только услуги по транспортировке нефти на экспорт, но также сопутствующие информационные, организационные, транспортно-экспедиторские услуги по сопровождению транспортируемого товара, поэтому все названные услуги в силу пп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 %, как услуги, связанные с транспортировкой грузов на экспорт.
По мнению инспекции, таможенное оформление и наличие сертификата происхождения непосредственно связаны с реализацией экспортируемого товара и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Вместе с тем, налогоплательщиком не опровергается тот факт, что оказанные ему услуги непосредственно связаны с реализацией нефти на экспорт.
Основным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 % по налогу на добавленную стоимость, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
В соответствии со ст. ст. 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, перемещаемые через таможенную границу товары, подлежат декларированию путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным предусмотренным этим Кодексом способом сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Таким образом, вывоз товаров, в том числе электроэнергии, за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта невозможен без осуществления процедуры декларирования.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в соответствии с п. 1.1. договора от 15.06.2005 N ТВХ-0081/05 (л.д. 107-117 том 1) по транспортно-экспедиторскому обслуживанию товаров и транспортных средств в Новороссийском морском порту ЗАО "Фоско" обязано оказать комплекс транспортно-экспедиторских услуг по обслуживанию нефти заказчика или лиц, которых заказчик представляет, в Новороссийской таможне, ОАО "Новороссийский морской торговый порт" и ОАО "Черномортранснефть", в том числе и оформление товаротранспортных документов, сертификатов, паспортов и иных разрешений государственных органов, необходимых для организации экспортной перевалки товаров через порт Новороссийск.
Согласно п. 2.1.4. указанного договора, при необходимости по поручению заказчика и за его счет ЗАО "Фоско" оказывает услуги по оформлению в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) сертификатов происхождения товара на каждую коносаментную партию груза, а также оформляет сертификат качества товара на основании данных лаборатории нефтебазы.
Из акта N 001-П-ТНК от 09.01.2007 (л.д. 102, 103 том 1) следует, что ЗАО "Фоско" осуществлена сертификация происхождения товара "нефть" с получением соответствующих сертификатов.
Сертификация происхождения товара осуществлена согласно счетам-фактурам, перевыставленным впоследствии ОАО "ТНК-ВР Холдинг" с указанием ставки 18 %.
Судом первой инстанции исследованы счета-фактуры, перевыставленные ОАО "ТНК-ВР Холдинг" на агентское вознаграждение по услугам транспортно-экспедиторского обслуживания портовой перевалки, по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии, по затратам на оформление сертификатов происхождения товаров и не приняты доводы налогового органа относительно того, что указанные счета-фактуры составлены с нарушением требований пп. 10 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в них указана налоговая ставка 18 % (п. 3 ст. 164 Кодекса), при том, что указанные услуги являются самостоятельными по отношению к услугам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с чем должны облагаться по ставке 0 %.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод ошибочным исходя из следующего.
Из материалов дела следует, между ОАО "ТНК-Нягань" (комитент) и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (комиссионер) заключен договор комиссии N ТВХ-0314/06-332 от 24.04.2006 (том 1 л.д. 9-13) по условиям которого комиссионер по поручению комитента за вознаграждение осуществлять от своего имени за счет комитента реализацию товарной нефти, принадлежащей комитенту путем заключения договора/контракта с иностранными покупателями.
Комиссионер ежемесячно выставляет комитенту счета-фактуры за вознаграждение, в которое включаются расходы комиссионера - реализация нефти на экспорт, а также представлять комитенту отчеты по каждой реализованной партии нефти, с указанием всех необходимых сведений, в том числе и всех расходов (пункт 2.4 договора).
Спорная сумма НДС в размере 29.504 руб. является суммой налога, предъявленной комиссионеру организациями, оказывающими услуги, связанные с реализацией нефти на экспорт (перевалка нефти, оформление сертификатов, транспортировка нефти) и перевыставленными комитенту в виде вознаграждения за реализацию соответствующей партии нефти по отчетам комиссионера.
Услуги по оформлению сертификатов происхождения товара заключаются в оформлении в Торгово-промышленной палате Российской Федерации сертификатов происхождения товара на каждую партию груза и оформлении сертификата качества товара.
Согласно п. 1 ст. 36 Таможенного кодекса Российской Федерации сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Из п. 2 названной нормы следует, что при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара выдается органами или организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Условиями договоров ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (поставщика-комиссионера) с иностранными партнерами предусмотрено предоставление сертификатов.
Услуги по сертификации товаров являются необходимым условием для помещения товара под таможенный режим экспорта в силу п. 2 ст. 36 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 149 Таможенного кодекса Российской Федерации представление в таможенный орган соответствующих сертификатов является одним из условий для выпуска товаров.
Соответственно, услуги по сертификации товаров являются необходимым условием для помещения товара под таможенный режим экспорта и осуществляются исключительно с данной целью.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1375/07 от 06.11.2007 и N 7205/07 от 20.11.2007, разъяснено то, что хозяйственные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 % при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществлять только в отношении экспортных товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 164 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2006) налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Судом апелляционной инстанции принят во внимание довод инспекции о том, что фактически требование указанной нормы права связывает право на применение ставки НДС в размере 0 % не с фактом оказания услуг непосредственно при осуществлении вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, а с фактом оказания услуг в отношении товаров, вывозимых за пределы Российской Федерации.
Услуги по оформлению сертификатов происхождения товара представляют собой операции, которые по своему характеру могут осуществляться только в отношении экспортируемых товаров, они подлежат обложению по ставке 0 %.
Вывод о том, что по рассматриваемым эпизодам, связанными с предъявлением к вычету счетов-фактур за агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии за январь 2007 года агентские услуги по организации транспортировки, оказанные российской организацией - ОАО "АК "Транснефть", являются непосредственно связанные с самой транспортировкой; поскольку нефть по трубопроводному транспорту вывозится из Российской Федерации, пункт отправления находится на территории Российской Федерации, следовательно, агентские услуги являются реализованными на территории Российской Федерации и формируют объект налогообложения НДС, в связи с чем, обоснованно предъявление ОАО "АК "Транснефть" счета-фактуры по ставке 18 %, является спорным.
Налогообложение НДС работ (услуг) производится исходя из места реализации работ (услуг), определяемого в соответствии с положениями ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом положений ст. 148 Кодекса при транспортировке трубопроводным транспортом по территории стран СНГ и Балтии, местом реализации Российская Федерация не признается, и соответственно, суммы налога, уплаченные поставщику при оказании данных услуг, вычетам не подлежат, и согласно пп. 2 п. 2 ст. 170 Кодекса учитываются в стоимости данных услуг.
Согласно п. 1 ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренной главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость определен ст. ст. 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, и применяется в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных на территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что вознаграждение за услуги по транспортировке товара трубопроводным транспортом по территории стран СНГ и Балтии должны облагаться, так же как и собственно сама услуга, а именно ставкой 0 %.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2008 по делу N А40-58519/07-107-338 отменить.
В удовлетворении ОАО "ТНК-Нягань" о признании недействительным решение Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 31.07.2007 N 52/1592 о возмещении (частично) суммы НДС заявленной к возмещению в части отказа в возмещении НДС в сумме 29.504 руб., отказать.
Взыскать с ОАО "ТНК-Нягань" государственную пошлину в доход федерального бюджета 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58519/07-107-338
Истец: ОАО "ТНК-Нягань"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве