г. Москва |
Дело А40-51334/07-53-460 |
"23" апреля 2008 г. |
N 09АП-3743/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 23.04.2008г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Сумароковой Т.Я.,
Судей Панкратовой Н.И., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петуховой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2008г. по делу N А40-51334/07-53-460, принятое судьей Терно С.Б. по иску Комитета государственного строительного надзора города Москвы и Префектуры ЦАО г. Москвы к ОАО Спортивный комплекс "Олимпийский", третьему лицу Управе Мещанского района ЦАО г. Москвы о сносе самовольной постройки и встречному иску о признании права собственности
при участии в судебном заседании:
от истца: Залесов С.И.
от истца Префектуры ЦАО г. Москвы - Курегешева Т.В.
от ответчика ОАО Спорткомплекс "Олимпийский" - Ибрагимов А.В., Романова Е.А.
от 3-го лица: Александрова Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного строительного надзора города Москвы и Префектура ЦАО г. Москвы обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о сносе самовольно возведённой ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" двухэтажной пристройки, общей площадью 1001,6 кв. м к детскому бассейну спорткомплекса "Олимпийский", расположенному по адресу: Олимпийский проспект, д. 16, стр. 2.
Судом первой инстанции в соответствии со ст. 132 АПК РФ определением от 26.11.07. удовлетворено ходатайство ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" о принятии к рассмотрению встречного иска о признании права собственности ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" на основании п. 3 ст. 222 ГК РФ на здание по адресу: г. Москва, Олимпийский проспект, д. 16, стр. 2, общей площадью, без учёта балконов и лоджий, 59273, 2 кв.м., число этажей 7, состоящее из следующих помещений, согласно экспликации от 6.12.2007г. к Техническому паспорту плавательного бассейна по Олимпийскому проспекту дом N 16 стр. N 2, Инвент. N 9, Кварт. N 838, составленному Центральным территориальным бюро технической инвентаризации города Москвы 06.12.2007г., поэтажный план составлен по состоянию на 28.03.2006г. с учетом двухэтажной пристройки общей площадью 1001,6 кв.м к детскому бассейну.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2008г. исковые требования Комитета государственного строительного надзора г. Москвы и Префектуры ЦАО г. Москвы оставлены без удовлетворения, встречный иск удовлетворен в полном объеме. Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок под реконструированным зданием плавательного бассейна, вид разрешённого использования земельного участка - для эксплуатации зданий для спортивно-культурного обслуживания населения, соответствует назначению реконструированного здания.
Актом от 16.07.04. приёмочная комиссия, назначенная приказом ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" от 16.06.04. N 78, приняла в эксплуатацию Фитнес-центр, входящий в состав здания плавательного бассейна спорткомплекса "Олимпийский".
В соответствии с представленными в дело Техническим отчётом от 2005 г. по теме: "Обследование несущих и ограждающих конструкций здания Фитнес-Центра в помещениях бассейна спорткомплекса "Олимпийский" с оценкой технического состояния и соответствия смонтированных конструкций проектной документации", выполненным "Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций имени В.А. Кучеренко" филиал ФГУП "Научно-исследовательский центр "Строительство", Техническому заключению от 2007 г. по теме: "Обследование надфундаментных строительных конструкций пристройки к зданию бассейна ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" по адресу: г. Москва, Олимпийский проспект, д. 16, стр. 2", подготовленному Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный строительный университет", отчёту от 22.01.08. N Э-801101/5-пр, подготовленному ООО "Центр Независимой Экспертизы Собственности", а также письмом 7-го РОГПН Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве от 19.12.07. N 720 и письмом Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 18.12.07. N 10-16/2129 документально подтверждается, что реконструкция здания плавательного бассейна, в том числе в части возведения входных групп, произведена с соблюдением требований действующих строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, обеспечена эксплуатационная надёжность Здания плавательного бассейна и возможность использования всего реконструированного здания плавательного бассейна по его функциональному назначению, и здание плавательного бассейна не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Правительство Москвы было согласно на сохранение результатов реконструкции здания плавательного бассейна, что подтверждается протоколом от 27.10.05. N 5 заседания комиссии Москомархитектуры по рассмотрению фактов самовольного строительства. В соответствии с данным документом ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" было предписано направить исходно-разрешительную и проектную документацию в уполномоченные городские организации для получения их заключений и в случае положительных заключений Префектуре ЦАО г. Москвы было рекомендовано подготовить распорядительный документ Правительства Москвы с учётом постановления Правительства Москвы от 25.01.05. N 43-ПП, а также распоряжение о приёмке объекта в эксплуатацию.
По независящим от ОАО "Спорткомплекс "Олимпийский" основаниям, процедура согласования исходно-разрешительной документации на реконструкцию здания плавательного бассейна не произведена и распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы о вводе реконструированного объекта в эксплуатацию не было издано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Комитет государственного строительного надзора г. Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований и отказе в удовлетворении встречного иска. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильно применил нормы материального права.
В обоснование жалобы истец указывает, что ОАО "СК Олимпийский" не обжаловал действия (бездействия) городских организаций, уполномоченных на рассмотрение и выдачу заключений, нарушивших сроки рассмотрения, представленных им документов. В связи с чем, ответчиком осуществлено строительство без утвержденной в установленном порядке проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию. В отношении встречного иска Комитет государственного строительного надзора мотивировал апелляционную жалобу тем, что не является надлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку не наделен правомочиями собственника в отношении признания объектов недвижимости и распоряжения земельными участками на территории города Москвы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Комитета государственного строительного надзора г. Москвы заявил ходатайство об отложении дела слушанием. В соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может удовлетворить ходатайство стороны об отложении дела слушанием при наличии уважительных причин, препятствующих для рассмотрения дела по существу. Комитетом строительного надзора города Москвы не приведено доводов об уважительности причин и необходимости отложения слушания дела. Ходатайство Комитета государственного строительного надзора отклонено.
Комитет государственного строительного надзора и Префектура ЦАО г. Москвы, а также третье лицо доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме. Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" является собственником здания, общей площадью 58003,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Олимпийский проспект, д. 16, стр. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.2001г., регистрационная запись N 77-01/01-013/2001-3953.
Здание плавательного бассейна расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:03048:008, который предоставлен ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации зданий спортивно-культурного обслуживания населения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.06.2002г., регистрационная запись N 77-01/05-04/2002-5577.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Исходя из положений названной нормы, возведенная постройка может быть признана самовольной при наличии одного из трех названных в этой статье признаков: земельный участок, на котором создана постройка, не был отведен для этих целей в установленном порядке; объект создан без получения необходимых разрешений; имеются существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает для лица, создавшего такую самовольную постройку наступление такого последствия как снос самовольной постройки.
Как следует из материалов дела, в 2004 году ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский", выполняя требования городской комплексной целевой программы "Спорт Москвы", утверждённой Постановлением Правительства Москвы от 09.12.2003г. N 1015-ПП, о расширении спортивно-физкультурной базы спортсооружений и о более широком привлечении жителей Москвы к занятиям физической культурой и спортом, изыскал возможность восстановить недостроенные помещения плавательного бассейна с их частичной перепланировкой для размещения в них Фитнес-центра. В целях обеспечения дополнительного эвакуационного выхода из помещений бассейна, в том числе и помещений Фитнес-центра, в связи с требованиями антитеррористического противодействия и противопожарных требований, было принято решение расширить входную группу в здание плавательного бассейна.
Техническим отчётом от 2005 г. по теме: "Обследование несущих и ограждающих конструкций здания Фитнес-Центра в помещениях бассейна спорткомплекса "Олимпийский" с оценкой технического состояния и соответствия смонтированных конструкций проектной документации", выполненным "Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций имени В.А. Кучеренко" филиал ФГУП "Научно-исследовательский центр "Строительство", Техническому заключению от 2007 г. по теме: "Обследование надфундаментных строительных конструкций пристройки к зданию бассейна ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" по адресу: г. Москва, Олимпийский проспект, д. 16, стр. 2", подготовленному Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный строительный университет", отчёту от 22.01.08. N Э-801101/5-пр, подготовленному ООО "Центр Независимой Экспертизы Собственности", а также письмом 7-го РОГПН Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве от 19.12.07. N 720 и письмом Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 18.12.07. N 10-16/2129 документально подтверждается, что реконструкция здания плавательного бассейна, в том числе в части возведения входных групп, произведена с соблюдением требований действующих строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, обеспечена эксплуатационная надёжность Здания плавательного бассейна и возможность использования всего реконструированного здания плавательного бассейна по его функциональному назначению. Таким образом, вышеуказанными документами подтверждено, что здание плавательного бассейна не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из протокола заседания комиссии Москомархитектуры по рассмотрению фактов самовольного строительства N 5 от 27.10.2005 года, Правительство Москвы было согласно на сохранение результатов реконструкции здания плавательного бассейна. В соответствии с указанным документом ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" было предписано направить исходно- разрешительную и проектную документацию в уполномоченные городские организации для получения их заключений и в случае положительных заключений Префектуре ЦАО г. Москвы было рекомендовано подготовить распорядительный документ Правительства Москвы с учётом постановления Правительства Москвы от 25.01.05. N 43-ПП, а также распоряжение о приёмке объекта в эксплуатацию.
Из материалов дела также следует, что ОАО "СК Олимпийский" приняты меры по выполнению предписаний комиссии Москомархитектуры по рассмотрению фактов самовольного строительства, однако, в результате бездействия городских организаций, уполномоченных на рассмотрение и выдачу заключений, процесс получения всех необходимых для принятия распоряжения о приёмки объекта в эксплуатацию согласований и заключений не был завершён.
Материалами дела также подтверждается, что ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок под реконструированным зданием плавательного бассейна, вид разрешённого использования земельного участка - для эксплуатации зданий для спортивно-культурного обслуживания населения, соответствует назначению реконструированного здания.
В результате произведённой реконструкции, общая площадь помещений здания плавательного бассейна, по адресу: Олимпийский проспект, д. 16, стр. 2, без учёта балконов и лоджий, составляет 59273, 2 кв.м., что подтверждается поэтажным планом и экспликацией. В соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для регистрации права собственности является решение суда, государственной регистрации подлежит право собственности не на отдельную спорную пристройку, а на весь объект недвижимости (здание). В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно удовлетворен встречный иск о признании за ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский" право собственности на все здание, включая спорную пристройку.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2008г. по делу N А40-51334/07-53-460 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Т.Я.Сумарокова |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51334/07-53-460
Истец: Префектура ЦАО г. Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы
Ответчик: ОАО "СК Олимпийский"
Третье лицо: Управа Мещанского района ЦАО г. Москвы