г.Москва |
Дело N А40-61537/07-121-417 |
12 мая 2008 г. |
N 09АП-4670/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.05.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Попова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиной И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МАРАНДА"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.03.2008
по делу N А40-61537/07-121-417 судьи Давыдовой О.В.
по заявлению ООО "МАНАРДА",
к Префектуре ЦАО г.Москвы, Комитету по контролю и регулированию инвестиционных программ г.Москвы, Правительству г.Москвы, Мэру г.Москвы
о признании незаконными бездействия, действий, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Валова В.П. (доверенность от 05.05.2008, паспорт 45 01 724247), Опочинской Е.Ю. (доверенность от 14.01.2008 паспорт 45 02 312455), Сверкуновой Е.Л. (доверенность от 05.12.2007 паспорт 45 06 831732),
представителя Префектуры ЦАО г.Москвы Хромова П.Ю. (доверенность от 21.11.2007 удостоверение N 16602),
представителя Контрольного комитета г.Москвы Рудой Т.В. (доверенность от 14.04.2008, удостоверение N 18811),
представителя Правительства г.Москвы Хромова П.Ю. (доверенность от 27.11.2007, удостоверение N 16602),
представитель Мэра г.Москвы не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06.03.2008, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ООО "МАНАРДА" о признании незаконным бездействия Префектуры ЦАО г.Москвы, выразившегося в невыполнении пункта 5 Распоряжения Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП, которым Префектуре предписано подготовить проект распорядительного документа Правительства Москвы об условиях, сроках и форме реализации инвестиционного проекта на строительство ООО "МАНАРДА" административно-торгового комплекса с подземной автостоянкой по адресу: Весковский пер., д.5/1, стр.2, признании незаконными действий Мосинвестконтроля, направленных на незаконную отмену распоряжения Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП, выразившегося в даче не соответствующего закону заключения о несоответствии законодательству этого правового документа, бездействия Правительства Москвы, которое не обеспечило исполнение Префектурой ЦАО г.Москвы пункта 5 Распоряжения Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП, решения Мэра Москвы, направленного на отмену распоряжения Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП, выразившегося в даче соответствующего поручения от 11.10.2007 N 07-16-917/7-4 Префекту ЦАО г.Москвы, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает не основанными на законе выводы суда первой инстанции о наличии у Префектуры г.Москвы права на приостановление и неисполнение распоряжений Правительства Москвы, в том числе исходя из мнения Мосинвестконтроля. Указывает на то, что участниками инвестиционной деятельности выполнены предусмотренные законодательством процедуры выбора и предварительного согласования мест размещения объекта в полном объеме, и проводить торги в соответствии с п.4 ст.30 ЗК РФ нет оснований.
Представитель Правительства г.Москвы и Префектуры ЦАО г.Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. При этом в обоснование своих доводов Префектура ссылается на положения статей 30, 38 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду для целей строительства предоставляется по итогам проводимых торгов.
Представитель Контрольного комитета г.Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указал на то, что в городе Москве, принимая во внимание наличие Закона г.Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы", исходя из п.11 ст.30 ЗК РФ, процедура предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренная п.5 ст.30, статьями 31, 32 ЗК РФ, применяться не может.
Представитель Мэра г.Москвы, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП "О разработке предпроектной документации на строительство административно-торгового комплекса с подземной автостоянкой по адресу: Весковский пер., д.5/1, стр.2" ООО "МАНАРДА" разрешено осуществить разработку градостроительного обоснования и предпроектной документации для последующего проектирования и строительства в 2005-2007 годах за счет собственных и привлеченных средств 5-этажного административно-торгового комплекса с подземной автостоянкой общей площадью до 3087,3 кв.м. на месте сносимого двухэтажного строения по адресу: Весковский пер., д.5/1, стр.2, Префектуре ЦАО г.Москвы предписано подготовить проект распорядительного документа Правительства Москвы об условиях, сроках и форме реализации инвестиционного проекта на строительство ООО "МАНАРДА" административно-торгового комплекса с подземной автостоянкой по адресу: Весковский пер., д.5/1, стр.2.
В дальнейшем, по заявке Общества Москомархитектурой был разработан Акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции от 19.12.2006 N А-2960/02, на основании которого Департаментом экономической политики и развития г.Москвы подготовлено заключение от 11.04.2007 ЩПР/6-23/28 о дальнейшей реализации инвестиционного проекта по адресу: Весковский пер., вл.5/1, стр.2, и условиях заключения инвестиционного контракта. Префектурой ЦАО г.Москвы подготовлен проект распорядительного документа "О строительстве административно-торгового комплекса с подземной стоянкой по адресу: Весковский пер., д.5/1, стр.2 (Центральный административный округ)".
Вместе с тем, по вопросу о возможности подготовки проекта распорядительного документа, касающегося реализации ООО "МАНАРДА" проекта строительства спорного объекта недвижимости, Префектура ЦАО г.Москвы 14.06.2007 обратилась в Мосинвестконтроль, который, осуществив правовой анализ данного вопроса, в письме от 07.09.2007 N 01-01-12-1633/7 сообщил следующее.
Согласно п.1.1.1 и п.1.1.2 Постановления Правительства Москвы от 25.01.2005 N 43-ПП "О порядке рассмотрения обращений по размещению градостроительных объектов на территории города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 23.01.2007 N 963-ПП) только собственники нежилых и жилых зданий, а также собственники, пользователи или арендаторы земельных участков, предоставленных на срок 25 лет и более лет, имеют право на осуществление нового строительства или проведение реконструкции. Кроме того, согласно п.2 приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 28.09.2004 N 671-ПП "Об обеспечении реализации Закона города Москвы от 09.07.2003 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве" основанием для подготовки Акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта является заявка юридического или физического лица с приложением документов, подтверждающих права собственности, аренды или иные вещные права на объект недвижимости. Однако по имеющейся информации, ООО "МАНАРДА" не имеет никаких имущественных или земельных прав на участок по адресу: Весковский пер., д.5/1, стр.2, и данное лицо не обладает правом на внеконкурсное получение прав инвестирования, равно как и на приобретение для этой цели земельного участка без проведения торгов. Таким образом, Распоряжение Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП нарушает ст.30 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства Москвы от 27.04.2004 N 255-ПП, ч.1 ст.7 Закона города Москвы от 14.03.2005 N 27. В этой связи Мосинвестконтроль указал на необходимость подготовить проект распоряжения об отмене Распоряжения Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП и выставить данный земельный участок на торги по подбору инвесторов на реализацию инвестиционного проекта, предусмотрев в условиях торгов компенсацию ООО "МАНАРДА" затрат на разработку Акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта.
На основании указанного заключения Мосинвестконтроля, Префектурой ЦАО г.Москвы подготовлен проект Распоряжения Правительства Москвы "Об отмене Распоряжения Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП", которым также предусмотрена компенсация ООО "МАНАРДА" затрат при реализации распоряжения Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "МАНАРДА" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с п.3.11 Положения о Комитете по контролю и регулированию инвестиционных программ города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 903-ПП (действовавшего до 18.12.2007), при выявлении градостроительных и экономико-правовых нарушений при реализации инвестиционных проектов Мосинвестконтроль направляет первым заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющим Комплекс экономической политики и развития города Москвы и Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы, другим должностным лицам и органам, исполнительной власти города Москвы в соответствии с их полномочиями предложения по вопросам расторжения, внесения: изменений и дополнений в инвестиционные контракты (договоры), государственные контракты и договоры аренды земельных участков с правом застройки.
Таким образом, Мосинвестконтроль является уполномоченным органом, наделенным правом давать соответствующие заключения по вопросам, находящимся в его ведении, обязанность составлять правовые заключения предусмотрена Постановлением от 27.03.2007 N 196-ПП "О порядке рассмотрения обращений о внесении изменений в договоры аренды земельных участков и инвестиционные контракты (договоры), предусматривающие строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, или об их расторжении", при этом среди субъектов, чьи обращения рассматриваются Мосинвестконтролем, указаны органы исполнительной власти, к которым относится Префектура.
Следовательно, в рассматриваемом случае Префектура ЦАО г.Москвы имела полномочия на обращение в Мосинвестконтроль для решения вопроса о реализации ООО "МАНАРДА" проекта строительства спорного объекта недвижимости и подготовки проекта распорядительного документа в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП.
Более того, Мэром Москвы Префекту ЦАО г.Москвы было дано поручение от 11.10.2007 N 07-16-917/7-4 о подготовке проекта соответствующего распорядительного документа с учетом заключения Мосинвестконтроля.
Полномочия Правительства Москвы по отмене или приостановлению ранее принятого правового акта Правительства Москвы предусмотрены п.5 ст.19 Закона г.Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", абз.11 п.3.1.3 Постановления Правительства Москвы от 20.12.2006 N 112-ПП "О регламенте Правительства Москвы", согласно которым постановления Правительства Москвы могут быть признаны утратившими силу, отменены и приостановлены.
Полномочия Мэра Москвы указаны в ст.41 Устава города Москвы, ст.20 Закона г.Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы".
Согласно п.5, п.9 ст.20 Закона г.Москвы N 65 Мэр Москвы организует контроль за исполнением постановлений и распоряжений Правительства Москвы; организует взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, а также органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Таким образом, оспариваемые действия ответчиков не могут быть признаны несоответствующими действующему законодательству и направленными на незаконную отмену распоряжения Правительства Москвы от 01.12.05. N 2425-РП.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что ответчики действовали в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также суд правомерно указал на отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями, бездействием ответчиков - исполнительных органов власти города Москвы.
В соответствии со статьями 30, 38 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду для целей строительства предоставляются по итогам проводимых торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно ч.1 ст.7 Закона г.Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" продажа земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или права на заключение договоров аренды таких земельных участках осуществляются на торгах (конкурсах, аукционах).
Частью 3 статьи 14 указанного Закона установлено, что договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды в соответствии с условиями этих торгов. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) является право на заключение договора аренды земельного участка, сформированного в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Между тем в настоящем случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие имущественных или иных прав ООО "МАНАРДА" на земельный участок по адресу: Весковский пер., д.5/1, стр.2. При этом в распоряжении Правительства Москвы от 01.12.2005 N 2425-РП решение о предоставлении ООО "МАНАРДА" земельного участка не содержится.
Кроме того, не представлены доказательства соблюдения процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, которая регламентирована п.5 ст.30, ст.ст.31-32 Земельного кодекса РФ и включает в себя выбор земельного участка, информирование населения, а также землепользователей и арендаторов земельных участков, утверждение акта выбора земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Учитывая изложенное, следует признать, что оспариваемые действия и бездействия ответчиков направлены на предотвращение нарушения действующего законодательства путем исключения факта внеконкурсного получения прав инвестирования и незаконного приобретения для этой цели земельного участка, равно как и предотвращение нарушения процедуры предоставления земельного участка под строительство.
Оценка изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных ООО "МАНАРДА" требований.
Приведенные заявителем в жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и признаны несостоятельными.
Принимая во внимание вышесказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.03.2008 по делу N А40-61537/07-121-417 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Э.В.Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61537/07-121-417
Истец: ООО "МАНАРДА"
Ответчик: Префектура ЦАО г. Москвы, Правительство города Москвы, Мэр г. Москвы, Контрольный комитет г. Москвы