г.Москва |
Дело N А40-53728/07-79-327 |
16 мая 2008 г. |
N 09АП-4068/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.05.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Бекетовой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиной И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Архангельская сбытовая компания"
на определение Арбитражного суда г.Москвы от 27.02.2008
по делу N А40-53728/07-79-327 (судьи Лукашева О.В., Богачева Л.М., Уточкин И.Н.)
по заявлению ОАО "Архангельская сбытовая компания"
к Федеральной службе по тарифам
третьи лица: Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии ЕЭС", ЗАО "Центр финансовых расчетов", Федеральная антимонопольная служба,
о признании незаконным приказа,
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя не явился, извещен,
представителя ФСТ России Мецаева Б.К. (доверенность от 14.01.2008, удостоверение N 138),
представителей Некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии ЕЭС" Сидоренко В.И. (доверенность от 14.01.2008, паспорт 65 02 694493), Касаева И.Г. (доверенность от 17.12.2007, паспорт 90 02 216911),
представители ЗАО "Центр финансовых расчетов", Федеральной антимонопольной службы не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 27.01.2008 прекращено производство по настоящему делу по заявлению ОАО "Архангельская сбытовая компания" о признании незаконным Приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2006 N 486-э/7 "О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 28.11.2006 N 319-э/17 "Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для участников оптового рынка электрической энергии (мощности)", в части строки стоимости индикативной мощности для Архангельской области Приложения N 1 в размере 810 609,56 руб./МВт, противоречащей Методическим указаниям по определению индикативных цен на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в целях формирования регулируемых договоров, заключаемых в соответствующем периоде регулирования, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.11.2006 N 297-э/12, как общеправовой норме.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что данные требования не подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г.Москвы, поскольку оспариваемый Приказ ФСТ России является нормативным правовым актом, содержащим обязательные для исполнения неограниченным кругом лиц правила, и направленным на неоднократное их применение.
Не согласившись с данным определением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить, ссылаясь на то, что оспариваемый Приказ ФСТ России не был официально опубликован в порядке, установленном действующим законодательством, следовательно, не является нормативным правовым актом.
Федеральной службой по тарифам также подана апелляционная жалоба, в которой указывается на необходимость отмены указанного определения со ссылкой на то, что оспариваемый Приказ ФСТ России не является нормативным правовым актом, поскольку не содержит правовых норм и не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к нормативным правовым актам.
Представители Некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии ЕЭС" поддержали доводы жалоб, просили отменить определение суда, считая его незаконным и необоснованным и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Поддержали доводы ФСТ России о том, что оспариваемый Приказ не является нормативным правовым актом.
Представители заявителя и третьих лиц - ЗАО "Центр финансовых расчетов", Федеральной антимонопольной службы, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав представителей ФСТ России, НП "АТС", поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемого определения суда отсутствуют.
Как указано выше, заявителем оспаривается Приказ Федеральной службы по тарифам от 29.12.2006 N 486-э/7 "О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 28.11.2006 N 319-э/17 "Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для участников оптового рынка электрической энергии (мощности)", в части строки стоимости индикативной мощности для Архангельской области Приложения N 1 в размере 810 609,56 руб./МВт.
Представитель ФСТ России в обоснование своих требований об отмене определения суда указывает на то, что данный Приказ в оспариваемой части не направлен на установление, изменение либо отмену правовых норм, не содержит правил поведения, так как содержит лишь цифровые значения - индикативные цены.
Данный довод не принят судом апелляционной инстанции как неправомерный.
Статьей 1 Федерального закона N 41 от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) определен как сфера обращения электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка.
В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004, индикативная цена на электрическую энергию - это средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии, рассчитываемая в целях формирования регулируемых договоров на оптовом рынке и используемая для определения регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках на соответствующий период регулирования; индикативная цена на мощность - средневзвешенная стоимость единицы мощности, рассчитываемая в целях формирования регулируемых договоров на оптовом рынке и используемая для определения регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на соответствующий период регулирования.
Индикативные цены на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в целях формирования регулируемых договоров, заключаемых в соответствующем периоде регулирования, определяются в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом ФСТ России от 28.09.2007 N 262-э/11.
В свою очередь, пунктом 4 данных Методических указаний установлено, что индикативные цены на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в целях формирования регулируемых договоров, заключаемых в соответствующем периоде регулирования, определяются исходя из равенства суммарной стоимости покупаемой всеми субъектами оптового рынка и стоимости поставляемой всеми субъектами на оптовый рынок электрической энергии и равенства суммарной стоимости покупаемой всеми субъектами оптового рынка и стоимости поставляемой всеми субъектами на оптовый рынок мощности по регулируемым договорам, заключаемым в текущем периоде регулирования, отдельно в пределах ценовых зон оптового рынка, а также отдельно по территориям Калининградской области, Республики Коми и Архангельской области, а также Дальнего Востока (Амурская область, Приморский край, Хабаровский край, Южно-Якутский район Республики Саха (Якутия), Еврейская автономная область) (далее - иные территории) с учетом перетоков между указанными территориями и ценовыми зонами.
Пунктом 18 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643, установлено, что Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов принимает решения о закреплении согласованных в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил групп точек поставки в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), об определении объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) и об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) для поставщиков или определении для покупателей индикативных цен на электрическую энергию и мощность.
Таким образом, из приведенных норм, а также по смыслу пункта 58 означенных Правил оптового рынка, очевидно следует, что индикативная цена на электрическую энергию (мощность) наряду с ценами (тарифами) является показателем, устанавливаемым для участников оптового рынка, обязательным для применения неограниченным кругом лиц на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 332 от 30.06.2004, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также контроль за их применением является Федеральная служба по тарифам.
К числу полномочий ФСТ России пункт 5 Положения относит разработку методических указаний по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования.
Приказом ФСТ России от 28.11.2006 N 319-э/17 в соответствии с полномочиями, установленными указанным Положением, были утверждены индикативные цены и тарифы на электрическую энергию и мощность для участников оптового рынка электрической энергии (мощности). Оспариваемым Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2006 N 486-э/7 в названный Приказ N 319-э/17 были внесены изменения, в том числе касающиеся изменения индикативных цен.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый Приказ является нормативным правовым актом, поскольку содержит обязательные для неограниченного круга лиц предписания, рассчитанные на неоднократное применение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, руководствуясь §2 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установив, что настоящее дело неподсудно данному арбитражному суду, прекратил производство по делу.
Следует также отметить, что ОАО "Архангельская сбытовая компания" заявление о признании недействующим пункта 1 Приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2006 N 486-э/7 "О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 28.11.2006 N 319-э/17 "Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для участников оптового рынка электрической энергии (мощности)" в части подано в Высший Арбитражный суд РФ.
Определением ВАС РФ от 28.04.2008 данное заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, не допустив нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-269, 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г.Москвы от 27.02.2008 по делу N А40-53728/07-79-327 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Э.В.Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53728/07-79-327
Истец: ОАО "Архангельская сбытовая компания"
Ответчик: Федеральная служба по тарифам
Третье лицо: Федеральная антимонопольная служба, Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электрической энергии ЕЭС, ЗАО "Центр финансовых расчетов"
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4068/2008