г. Москва |
Дело N А40- 58532/07-56-481 |
" 19 " мая 2008 г.
|
N 09АП-4950/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" мая 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "19" мая 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В.Лаврецкой
судей - Т.К.Афанасьевой, В.Я.Голобородько
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А.Глуховой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от11.03.08г.
по делу N А40 -58532/07-56-481 , принятое судьёй С. Л. Никифоровым
по иску ЗАО Фирма ЦВ "Протек"
к области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской
третье лицо - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
о взыскании 449 284 981,30 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - Н.В.Грачева по дов. от 02.01.08N 270/юр
от ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - Н.Г.Янина по дов. от 13.12.07 N 01-06-08/187
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области не участвовал, извещен
от третьего лица - Г.Л.Юркин по дов. от 11.12.07N 17,А.Н.Пустовалов по дов. от 11.12.07г. N 18
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество Фирма ЦВ "Протек" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации о взыскании за счет казны РФ задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в 2006 г. в соответствии с государственным контрактом от 12.12.2005г. в размере 449 284 981,30руб.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требование, заявив о взыскании задолженности с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (ТФОМС Ярославской области), а при недостаточности денежных средств у ТФОМС Ярославской области - субсидиарно с Российской Федерации за счет казны РФ.
Впоследствии размер требования был уменьшен до 3 765 980,77руб. в связи с произведенной ТФОМС Ярославской области оплатой.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2008 г. по делу N А40 - 58532/07-56-481 в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Российской Федерации было отказано. С ТФОМС Ярославской области было взыскано в пользу истца задолженность в размере 2 808 517,73 руб., в остальной части требования - отказано.
При этом суд исходил из того, что основанием возникновения обязательства является государственный контракт, стороной которого является ТФОМС Ярославской области. Судом установлено, что главным распределителем бюджетных средств, выделяемых на завершение расчетов за отпущенные в 2006 г. лекарственные средства, является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266, 268 АПК РФ, в связи с апелляционной жалобой ТФОМС Ярославской области, в которой он просит оспариваемое решение отменить, отказать истцу в удовлетворении требований за счет ТФОМС Ярославской области.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на то обстоятельство, что, по его мнению, главным распорядителем средств федерального бюджета применительно к рассматриваемым правоотношениям является Министерство финансов РФ, а ТФОМС Ярославской области является ненадлежащим ответчиком.
Удовлетворение требований без проведения соответствующей экспертизы по рецептам, ранее отклоненным в результате несвоевременности их представления, считает неправомерным и противоречащим условиям контракта.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы не участвовал, извещен о судебном заседании.
Представители истца заявили о согласии с решением суда( и в части отказанной во взыскании суммы), в удовлетворении жалобы просили отказать.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования согласился с доводами апелляционной жалобы.
Представитель Министерства финансов РФ выразил согласие с решением суда.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы на основании следующего.
12 декабря 2005 г. между ЗАО Фирма ЦВ "Протек" и ТФОМС Ярославской области был заключен государственный контракт на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с пунктом 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ.
В течение 2006 года ЗАО Фирма ЦВ "Протек" осуществляло отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 2.1.8. контракта истец предоставлял в ТФОМС документы, подтверждающие отпуск лекарственных средств гражданам(счет, счет-фактуру, реестр рецептов)
В соответствии с п.2.2.5 контракта ТФОМС проводил экспертизу данных документов и составлял акт.
Пунктами 2.2.1, 2.2.7 и 3.3 указанного контракта была установлена обязанность ТФОМС в течение трех дней с даты подписания акта осуществить оплату лекарственных средств с учетом результатов экспертизы.
В 2006 году истцом было отпущено лекарственных средств льготным категориям граждан на общую сумму 906 453 135,76 руб., оплачено ТФОМС в размере 457 168 154,46 руб.
В связи с образовавшейся задолженностью в 449 284 981,30 руб. истец обратился с иском о взыскании этой суммы с Российской Федерации за счет казны РФ.
В ходе судебного разбирательства в связи с частичным погашением долга требование было уточнено и определено взысканием с ТФОМС Ярославской области 3 765 980,77 руб., а при недостаточности денежных средств у ТФОМС - субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
Статьей 526 ГК РФ обязательство по оплате поставленных по государственному контракту товаров возложено на государственного заказчика.
Суд первой инстанции, ссылаясь на статью 309 ГК РФ, определившую надлежащее исполнение обязательств сторонами договора, принял решение о взыскании задолженности с государственного заказчика - ТФОМС Ярославской области.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения решения.
Согласно пункту 1.3 контракта денежные средства на обеспечение граждан лекарственными средствами являются федеральными и имеют целевое назначение.
В соответствии с главой второй Федерального закона от17.07.1999г.N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлена государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, в состав которого входит и лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
Общий объем ассигнований на указанные цели был утвержден Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" в сумме 29 083 947,1 тыс. руб.
Перечисление указанных средств федерального бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществлялось 2006, 2007годах Министерством финансов РФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004г. N 864.
Распределение средств в разрезе территориальных фондом обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В целях завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 г. был реализован ряд дополнительных мер.
Во исполнение статьи 75 ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" неиспользованные остатки средств в общей сумме 14,6 млрд.руб., сосредоточенные по состоянию на 01.01.2006г. на счетах Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, были использованы на те же цели, из которых 5,0млрд.руб. направлены Федеральным фондом на текущее финансирование указанных расходов в 2006 году после завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2005 году.
В соответствии с п. 19 статьи 1 ФЗ от 01.12.2006г. N 197-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" предоставлено право в целях выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования направить на эти цели в бюджет ФФОМС ассигнования федерального бюджета на 2006 г. в сумме 10,0 млрд. руб. По данным Минфина РФ указанные средства были перечислены из федерального бюджета в бюджет ФФОМС 27.12.2006г.
Федеральным законом от 13.03.2007г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" установлено, что на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 г. ФФОМС вправе направлять полученные из федерального из федерального бюджета в декабре 2006 года ассигнования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета на 2007 год в сумме 6,0 млрд.руб.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "о внесении изменений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" ФФОМС дополнительно направлены средства в сумме 16,0 млрд. руб. на завершение расчетов за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства отдельным категориям граждан.
Сумма ассигнований федерального бюджета, необходимая для осуществления расчетов за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства, выявлялась Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и была указана в заявке Минздравсоцразвития России от 08.10.2007г. "7409-ВС.
Общие финансовые ресурсы на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, предназначенные для расчета за 2006 год, составили 74,9 млрд.руб.
На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для возложения обязательства по оплате задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в 2006 году на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ.
Взыскание с ТФОМС Ярославской области задолженности в размере 2 808 517,73 руб. не оспаривается истцом.
Возражения ТФОМС Ярославской области в отношении задолженности по рецептам, предъявленным после 20.03.2007г., по которым не проведена соответствующая экспертиза (п.2.2.5 контракта), не принимается во внимание, поскольку при выделении федеральных средств для погашения задолженности 2006 года учитывались сведения по принятым рецептам и не принятым к оплате ( не надлежащим образом оформленные). Федеральные средства выделялись для завершения расчетов за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176,266-269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.08г. по делу N А40- 58532/07-56-481 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Н.В.Лаврецкая |
Судьи |
Т.К.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58532/07-56-481
Истец: ЗАО Фирма ЦВ "Протек"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области, РФ в лице Министерства Финансов РФ
Третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4950/2008