Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Принимаемые в последние годы меры по поддержке агропромышленного комплекса, такие как финансовое оздоровление предприятий, субсидирование процентной кредитной ставки, развитие лизинга, осуществление программы социального развития села позволили несколько стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве Российской Федерации.
Однако сложившееся к настоящему моменту положение является крайне сложным: низкой остается рентабельность производства, не сокращается кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций, уровень заработной платы на селе остается самым низким по сравнению со всеми другими отраслями, медленно растут инвестиции в сельское хозяйство. Селу крайне не хватает всех видов техники, действующий парк полностью выработал нормативные ресурсы. Страна занимает одно из последних мест в мире по использованию минеральных удобрений.
В настоящее время многие проблемы развития аграрного сектора не решаются российским законодательством. В отличие от большинства развитых стран мира в России нет единого комплексного закона, определяющего политику государства в аграрной сфере. В регионах осуществляются разрозненные программы поддержки сельского хозяйства, приводящие к разрыву единого рыночного пространства в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Правовая неурегулированность проблемы равного доступа к рыночной информации в агропродовольственном секторе становится фактором неравноправного участия на рынке агропродовольственной продукции.
Еще одной причиной, обуславливающей потребность в принятии закона о сельском хозяйстве, является необходимость законодательного определения направлений государственной агропродовольственной политики на перспективу с тем, чтобы сельскохозяйственные товаропроизводители с учетом этих законодательно закрепленных направлений могли стабильно развивать производство.
Для решения имеющихся проблем предлагается принять федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", устанавливающий правовые основы реализации государственной политики в области развития сельского хозяйства.
Предметом правового регулирования проекта федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (далее - законопроект) являются отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами и юридическими лицами, органами государственной власти в области развития сельского хозяйства.
Законопроектом вводится понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя. Сельскохозяйственным товаропроизводителем признается организация (индивидуальный предприниматель) независимо от организационно-правовой формы, численности работников, производящая сельскохозяйственную продукцию, осуществляющая переработку и реализацию этой продукции, при условии, что доля в доходе от реализации произведенной продукции, включая продукцию ее переработки, составляет не менее 70%.
Законопроектом определяются цели, принципы, основные направления реализации и инструменты государственной агропродовольственной политики.
Определяющими направлениями реализации государственной агропродовольственной политики являются государственная поддержка организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственное производство, переработку сельскохозяйственной продукции и оказывающих услуги в этих областях, а также государственное регулирование агропродовольственного рынка.
Законопроект определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной агропродовольственной политики с учетом того, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" поддержка сельскохозяйственного производства отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации. Указанные полномочия позволят проводить единую государственную агропродовольственную политику.
В целях обеспечения стабильных условий и ориентиров для сельскохозяйственного производства на среднесрочную перспективу определяется, что реализация государственной агропродовольственной политики будет осуществляться путем выполнения Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков, утверждаемой Правительством Российской Федерации на трех-пятилетний период. Государственная программа содержит набор подпрограмм с конкретизацией мер и механизмов государственной поддержки сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков.
Законопроектом устанавливаются следующие направления государственной поддержки:
а) обеспечение доступности кредитных ресурсов для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственное производство, переработку сельскохозяйственной продукции и оказывающих услуги в этих областях, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
б) развитие системы страхования рисков при производстве сельскохозяйственной продукции;
в) развитие племенного животноводства;
г) развитие элитного семеноводства;
д) обеспечение производства продукции животноводства;
е) обеспечение закладки и ухода за многолетними насаждениями;
ж) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
з) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
и) обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Законопроектом устанавливаются правовые основы информационного обеспечения при реализации государственной агропродовольственной политики. В частности, определяется состав общедоступных федеральных информационных ресурсов, формируемых в целях информационного обеспечения при реализации государственной агропродовольственной политики.
Ввиду крайней заинтересованности общества в обеспечении устойчивого функционирования сельского хозяйства как сферы экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции (оказанию услуг), обеспечивающей население страны отечественным продовольствием и содействующей устойчивому развитию сельских территорий, законопроектом предусмотрено участие союзов (ассоциаций) товаропроизводителей агропродовольственного сектора в формировании и реализации государственной агропродовольственной политики.
Кроме того, законопроектом предусмотрена ежегодная подготовка федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства Национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков, подлежащей опубликованию в установленном порядке, который содержит основные показатели и прогноз развития сельскохозяйственного производства и агропродовольственного рынка, а также предложения по корректировке государственной агропродовольственной политики.
Принятие законопроекта позволит создать нормативно-правовую базу для повышения эффективности реализации государственной политики в области развития сельского хозяйства, привлечения инвестиционных ресурсов в агропродовольственный сектор, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения уровня развития сельскохозяйственного производства и улучшения социально-экономического положения сельского населения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Законопроектом предусматривается реализация государственной агропродовольственной политики путем выполнения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков, утверждаемой Правительством Российской Федерации на трех - пятилетний период.
Государственная программа будет содержать набор подпрограмм с конкретными направлениями и объемами финансирования государственной поддержки сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков по годам с учетом перспективного финансового плана Российской Федерации на соответствующий период.
Принятие проекта федерального закона "О развитии сельского хозяйства" не потребует дополнительного увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Принятие федерального закона "О развитии сельского хозяйства" не требует внесения изменений, признания утратившими силу или принятия актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.