Замечания и предложения Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по промышленной политике от 29 июня 2005 г. N 3.20-08/379
"По проекту федерального закона N 109453-4 "О внесении изменений в статью 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Крашенинниковым П.В., Коробовым М.Л., Динесом И.Ю., Рубежанским П.Н., Галичаниным Е.Н."
Досье на проект федерального закона
Целью законопроекта является изменение территориальной подсудности по спорам, возникающим из договоров перевозки железнодорожным транспортом.
В настоящее время в соответствии с частью 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иски к перевозчикам могут быть предъявлены только в суд по месту нахождения перевозчика, поскольку законодательство в данном случае устанавливает исключительную подсудность.
Институт исключительной подсудности в гражданском праве возник вследствие того, что он позволяет суду более оперативно и полно рассмотреть дело, поскольку определение компетентного суда связано с местом нахождения спорного имущества либо основной массы доказательств по делу.
В связи с образованием открытого акционерного общества "Российские железные дороги", имеющего место нахождения в г. Москве и включением в его состав на правах филиалов железных дорог, ранее имевших статус юридических лиц, все споры по договорам перевозки железнодорожным транспортом, перевозчиком в которых выступают организации, входящие в единую систему железнодорожного транспорта, в настоящее время подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы и Басманном суде г. Москвы, что увеличивает нагрузку на эти суды, приводит к увеличению сроков рассмотрения дел.
Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в часть 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и часть 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив местом рассмотрения споров по договорам перевозки железнодорожным транспортом место нахождения соответствующей железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги".
Соответствующие изменения предлагается внести и в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.
По законопроекту имеются замечания.
Законопроект вносит изменения в нормативные акты, исходя из существующей в данный момент структуры организации железнодорожного транспорта Российской Федерации. При этом данная структура может быть изменена, что опять потребует внесения соответствующих изменений в Арбитражный и Гражданский процессуальный кодексы, и нарушит принцип стабильности действующего законодательства.
Перевозчиком, в соответствии с определением данного термина, приведенным в статье 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и в главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые могут и не иметь филиалов.
Также законопроект не учитывает того обстоятельства, что ни в Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ни в Федеральном законе "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" не содержится правового определения термина "железная дорога", в том смысле, который вкладывает в этот термин законопроект, в связи с чем могут возникнуть формальные затруднения при подаче исковых заявлений в суд по устанавливаемому законопроектом порядку.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по промышленной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 109453-4 "О внесении изменений в статью 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы Крашенинниковым П.В., Коробовым М.Л., Динесом И.Ю., Рубежанским П.Н., Галичаниным Е.Н., при условии доработки законопроекта с учетом приведенных замечаний.
Председатель Комитета |
В.Г. Завадников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.