г. Москва |
Дело N А40-67690/07-154-58 |
02 июня 2008 г. |
N 09АП-5538/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой Е.В.
Рассмотрев в открытом (закрытом) судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Владивостокский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2008г. по делу N А40-67690/07-154-58, принятое судьёй Твердохлебовой Л.Д.
по заявлению ОАО "Владивостокский морской торговый порт"
к Федеральной службе по тарифам Российской Федерации
о признании незаконным приказа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ковров М.Н. по дов. от 03.08.2007 N 80, паспорт 05 02 737444;
от ответчика: Теплов А.С. по ов. от 06.06.2007, уд. N 133; Мацаев Б.К. по дов. от 26.03.2008 N 4/13, уд. N 138.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (далее ОАО "ВМТП") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным Приказа ФСТ России от 20.11.2007г. N 300-т.
Решением от 21.03.2008 г. суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свое решение наличием оснований для его принятия, и сделал вывод, что оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
ОАО "ВМТП" не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В письменных пояснениях ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Полагает, что Приказ ФСТ России от 20.11.2007 г. N 300-т не является решением о включении в Реестр, поскольку ОАО "ВМТП" включено в Реестр субъектов естественных монополий значительно ранее решением Правления МАП России от 04.11.1999 г. N 16/к-З-р. Считает, что оспариваемый приказ не может нарушить прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не налагает каких либо дополнительных обязанностей.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе. Пояснил, что ФТС России не имеет установленных действующими нормативными актами прав отменять прежде изданные приказы об исключении хозяйствующих субъектов из Реестра.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Указал, на то, что ответчик обязан был принять меры, направленные на исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2007г. и исключить ОАО "ВМТП" из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 20.09.2007г. в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 332, принимая во внимание постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 10.10.2007г. N КА-А40/9446-07, отменившее решение Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2007г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007г. N09АП-7137/2007-АК по делу N А40-3290/07-148-30, обязывающие ФСТ России исключить ОАО "ВМТП" из реестра субъектов естественных монополий на транспорте, руководителем Федеральной службы по тарифам издан приказ N 300-т от 20.11.2007г., в соответствии с которым отменен приказ ФСТ России от 02.05.2007г. N 88-т "Об исключении организации из Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль".
Согласно оспариваемому приказу ОАО "ВМТП" при расчетах с потребителями обязано применять тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО "ВМТП". При этом, согласно п. 3 изданного приказа ОАО "ВМТП" обязано сообщить в адрес ФСТ России об исполнении данного приказа в срок до 30.12.2007г.
Постановлением ФАС МО вышеуказанное дело передано на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела N А40-3290/07-148-30 арбитражным судом 21.01.2008 г. принято решение об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий ФСТ России, выразившиеся в отказе в исключении ООО "ВМТП" из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте.
Издание указанного приказа ФСТ России послужило основанием для заявителя обратиться в Арбитражный суд города Москвы.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2007 г. судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказа ФСТ России от 20.11.2007 г. N 300-т.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2007 г. по делу N А40-3290/07-148-30 требования ОАО "ВМТП" были удовлетворены в полном объеме, а именно: действия ФСТ России, выразившиеся в отказе в исключении ОАО "ВМТП" из реестра субъектов естественных монополий на транспорте были признаны незаконными, кроме того, на ФСТ России была возложена обязанность исключить ОАО "ВМТП" из Реестра субъектов естественных монополий на транспорте.
Руководствуясь указанными судебными актами, в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" (далее Федеральный закон) и Временным Положением о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 26.08.2004г. N 59, руководителем ФСТ России издан приказ N 88-т от 02.05.2007 г. об исключении из реестра субъектов естественных монополий, из раздела III "Услуги портов и (или) транспортных терминалов", ОАО "ВМТП", регистрационный номер 25/3/5.
Отказывая в удовлетворении заявленным требований суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что основанием для издания приказа ФСТ России от 02.05.2007г. N 88-т явилось не фактическое решение ответчика, а судебный акт, который Федеральная служба по тарифам России была обязана немедленно исполнить в силу положений Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона органы регулирования естественных монополий формируют и ведут Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, и определяют методы регулирования, предусмотренные Федерального закона применительно к конкретному субъекту естественной монополии. Применение методов государственного регулирования осуществляется ответчиком в отношении субъектов естественных монополий, включенных в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Ст. 11 Федерального закона разграничивает полномочия органов регулирования естественных монополий по принятию решений о включении в Реестр субъектов естественных монополий, либо об исключении из него (абз. 6 ч. 1 ст. 11) и полномочия по принятию обязательных для субъектов естественных монополий, то есть для хозяйствующих субъектов, отвечающих признакам субъекта естественной монополии, установленным ст. 3 Федерального закона и включенных в Реестр субъектов естественных монополий, решений о введении, изменении или прекращении государственного регулирования и контроля, применении методов регулирования, предусмотренных Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов) (абз. 2 ч. 1 ст. 11).
Федеральный закон и Временное положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденное приказом ФСТ России от 26.08.2004 г. N 59 и Административный регламент исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденный приказом ФСТ России от 27.10.2006 г. N 208, содержат правовые нормы, предусматривающие возможность обжалования решений органа по регулированию естественных монополий в суде и рассматривают решение суда, как одно из оснований исключения из Реестра.
Согласно статье 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, довод заявителя о том, что вышеуказанные судебные акты не могут быть основанием для отмены приказа ФСТ России N 88-т от 02.05.2007 г., поскольку данные судебные акты не являются основанием для его издания, в том числе о том, что основанием для исключения ОАО "ВМТП" из реестра (основанием издания приказа ФСТ России от 02.05.2007г. N 88-т) является решение ФСТ России, принятое по результатам рассмотрения заявления ОАО "ВМТП" об исключении из реестра, суд считает необоснованными.
Кроме того, необоснован довод заявителя о том, что оспариваемый приказ ФСТ России от 20.11.2007г. N 300-т является решением о включении в Реестр субъектов естественных монополий по следующим обстоятельствам.
Как видно из представленного в материалы дела решения Правления МАП России от 04.11.1999г. 16/к-З-р, включены в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте хозяйствующие субъекты согласно Приложению 1 (к решению Правления МАП России от 04.11.1999 г. N 16/к-З-р), осуществляющие свою деятельность в сфере услуг портов.
Основанием для включения в Реестр являются предложения Территориальных управлений МАП России, результаты анализа хозяйственной деятельности предприятий за 1998 год, I кв. 1999 г., а также полученные лицензии на осуществление деятельности в сфере услуг портов.
При этом, согласно пункту 1 Приложения 1 к решению Правления МАП России от 04.11.1999г. N 16/к-З-р, в состав хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр субъектов естественных монополий, входит ОАО "Владивостокский морской торговый порт".
Указанное решение Правления МАП России было принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом и не оспорено в установленном порядке.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том что, приказ ФСТ России от 20.11.2007г. N 300-т не является решением о включении ОАО "ВМТП" в Реестр субъектов естественных монополий, поскольку материалами дела подтверждается, что включение заявителя в Реестр осуществлялось в соответствии с решением Правления МАП России от 04.11.1999г. N16/к-З-р, принятым значительно ранее приказа ФСТ России N 300-т от 20.11.2007г.
При таких обстоятельствах подлежат отмене обеспечительные меры принятые арбитражным судом 25.12.2007г.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2008 по делу N А40-67690/07-154-58 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.А.Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67690/07-154-58
Истец: ОАО "Владивостокский морской торговый порт"
Ответчик: Федеральная служба по тарифам
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5538/2008