г. Москва |
Дело N А40-16579/08-152-158 |
|
N 09АП-5896/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой О.В.
судей Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Татнефть-АЗС-Запад"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2008
по делу N А40-16579/08-152-158, принятое судьей Роговым А.Н.
по заявлению ООО "Татнефть-АЗС-Запад"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Окрачкова Г.Н. по дов. от 18.12.2007 N 329/Д, паспорт 45 06 291413
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "Татнефть-АЗС-Запад" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 19.03.2008г. N 0101000409/8 о привлечении Общества к административной ответственности на основании ст.24.1 Закона г.Москвы от 30.11.2005г. "Об отходах производства и потребления в г.Москве" в виде взыскания штрафа в размере 150000 рублей.
Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы соответствием оспариваемого постановления нормам КоАП, а также соблюдением процедуры привлечения к ответственности, о чем свидетельствует решение от 15 апреля 2008 года.
ООО "Татнефть-АЗС-Запад" не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что Общество является арендатором проверяемой автозаправочной станции по договору аренды автозаправочного комплекса N 04-37 от 01.01.2007, в связи с чем, не имеет возможности выполнять предъявляемые ответчиком требования, так как собственником не является. Указал, что на момент рассмотрения дела ответчиком, ст.24.1 Закона г.Москвы от 30.11.2005 "Об отходах производства и потребления в г.Москве", предусматривающая ответственность за нарушение экологических требований, не подлежала применению, поскольку была исключена.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, через канцелярию суда от него поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с участием представителя Департамента в другом судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, не находит оснований для его удовлетворения, поскольку определение суда о назначении другого судебного заседания, ответчиком не представлено, в связи с чем, при отсутствии возражений заявителя, считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 20.12.2007г. Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы при проведении проверки АЗС N 208, принадлежащей ООО "Татнефть-АЗС-Запад", расположенной по адресу: г.Москва, ул. Маршала Неделина, д.27 было установлено, что открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления не загорожена забором или сеткой-рабица, что не соответствует экологическим требованиям, установленным постановлением Правительства Москвы от 12.12.06г. N 981-ПП "О единых экологических требованиях по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями - природопользователями г.Москвы на занимаемых земельных участках".
08.02.2008 по результатам проверки, в присутствии законного представителя Общества, действующего по доверенности от 31.01.2008 N 35-3/Д составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершенного правонарушения и другие данные, имеющие значение для рассмотрения административного дела.
19.03.2008 года Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы вынесено оспариваемое постановление N 0101000409/8, которым заявитель признан виновным в совершении указанного правонарушения и на основании статьи 24.1 Закона города Москвы от 30.11.05 N 68 "Об отходах производства и потребления в г.Москве привлечен к административной ответственности в виде наложения на него административного штрафа в размере 150000 рублей.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая оспариваемое постановление ответчика законным, исходил из того, что на момент совершения заявителем административного правонарушения статья 24.1 КоАП РФ подлежала применению.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, заявитель привлечен к административной ответственности на основании ст.24.1 Закона г.Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в г.Москве" 19 марта 2008 года, о чем свидетельствует оспариваемое постановление административного органа.
Между тем, Законом г.Москвы от 30.11.2005 N 68 (в ред.от 21.11.2007 г.) "Об отходах производства и потребления в городе Москве" внесены изменения, а именно статьи 24-27 исключены с 01.01.2008 г. законом г.Москвы от 21.11.2007г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях". Названный Закон вступил в силу с 01.01.2008 года.
Таким образом, учитывая, что на момент составления протокола об административном правонарушении - 08.02.2008г., привлечения заявителя к административной ответственности - 19.03.2008, статья 24.1 Закона г.Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в г.Москве" утратила силу и не подлежала применению, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у административного органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к административной ответственности.
Таким образом, вывод суда о том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, является ошибочным, поскольку в этот закон внесены изменения, исключены статьи 24-27, включающие статью- 24.1, по которой привлечено ООО "Татнефть-АЗС-Запад".
В случае принятия нового закона, смягчающего административную ответственность, административное производство продолжается, но с учетом всех новел позитивного характера, т.е. действует правило п.2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Следовательно, действующей во время совершения административного правонарушения считается норма закона, которая вступила в силу до этого момента и ко времени, когда оно было совершено, не утратила юридическую силу.
Поскольку статья 24.1 Закона г.Москвы от 30.11.2005 г. "Об отходах производства и потребления в г.Москве" утратила силу в связи с введением нового закона равной юридической силы, административный орган не вправе был применять закон, утративший силу при составлении протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания на основании нормы, которая к этому времени утратила силу.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в данной статье, в частности, отмены закона, установившего административную ответственность.
В силу статьи 28.9 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 Кодекса об административных правонарушениях, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2008г подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2008г. по делу N А40-16579/08-152-158 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 19.03.2008 N 0101000409/8 о привлечении ООО "Татнефть-АЗС-Запад" к административной ответственности на основании ст.24.1 Закона г.Москвы от 30.11.2005г. "Об отходах производства и потребления в г.Москве" в виде взыскания штрафа в размере 150000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
О.В.Демидова |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16579/08-152-158
Истец: ООО "Татнефть-АЗС-Запад"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5896/2008