Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
от 26 апреля 2006 г.
по проекту федерального закона N 329663-3
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положение законодательных актов) Российской Федерации"
(второе чтение)
Законопроект был принят в первом чтении 20 июня 2003 года и предусматривал внесение изменений в 133 статьи Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). В Правовое управление на правовую и лингвистическую экспертизу в порядке подготовки ко второму чтению представлен законопроект, согласно которому вносятся изменения в 281 статью ТК РФ, текст ТК РФ дополняется 5 новыми статьями. Большинство норм законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
1. Частью 2 статьи 11 ТК РФ устанавливается, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено ТК РФ или иным федеральным законом. Данная норма, во-первых, относится к предмету статьи 1 ТК РФ, которой определяются конкретные отношения, регулируемые трудовым законодательством. Во-вторых, неясно, какие отношения, которые будут регулироваться трудовым законодательством, относятся "к другим". В статье 1 ТК РФ указано, что трудовое законодательство регулирует трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, конкретный и исчерпывающий перечень которых приводится в этой статье. Поскольку речь идет о расширении сферы применения трудового законодательства, то в этом случае необходимо дополнить статью 1 ТК РФ соответствующим положением, конкретно указав, какие отношения будут регулироваться трудовым законодательством, поскольку это составляет предмет регулирования ТК РФ. В-третьих, из части 2 неясно, что следует понимать под записью "отношения, связанные с использованием личного труда", если согласно статьям 15 и 56 ТК РФ работник всегда выполняет обусловленную трудовым договором работу лично, а других определений "личного труда" ТК РФ не содержит.
2. Законопроектом предусматривается дополнение ТК РФ новой статьей 351, которой устанавливается участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Указанной статьей предусматривается, в частности, что федеральные органы государственной власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства), органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а если такие комиссии не созданы - соответствующих объединений профсоюзов и объединений работодателей в разработке и обсуждении законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов государственного и муниципального управления в сфере труда в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Решения соответствующих комиссий или мнения их сторон по направленным проектам нормативных актов подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Полагаем, что статья 351 не относится к предмету ТК РФ. Согласно части 2 статьи 35 ТК РФ на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой регулируется соответствующим федеральным законом. Аналогичные комиссии создаются в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях. Если речь идет о наделении комиссии по регулированию социально-трудовых отношений дополнительными правами в области социального партнерства, то в этом случае необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и в соответствующие законы субъектов Российской Федерации, которыми регулируется деятельность комиссий. Если речь идет об учете мнения профсоюзов по проектам нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, то такое право за профсоюзами уже закреплено статьей 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Что касается наделения таким же правом работодателей, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон "Об объединениях работодателей", как это сделано, например, в отношении профсоюзов.
3. Статьей 57 изменяется содержание трудового договора и порядок его заключения. В частности, частью 2 этой же статьи предусматривается, что вместо существенных условий трудового договора в нем должны указываться обязательные условия. Однако, как видно из части 3 этой статьи, отсутствие условий трудового договора, которые продекларированы как обязательные, не являются основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Статьей 57 исключается также из числа обязательных условий трудового договора указание на конкретное структурное подразделение организации, что позволит работодателю произвольно перемещать работника в другие структурные подразделения без его согласия и тем самым снизит его правовую защиту по сравнению с действующей редакцией статьи 57 ТК РФ.
4. Статьей 72 предусматривается изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе и перевод на другую работу, которые допускаются только по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме. Из этой статьи следует исключить "перевод на другую работу", поскольку это не условие трудового договора, а понятие, данное переводу в статье 721. Согласно указанной статье перевод - это изменение трудовой функции и (или) структурного подразделения, в котором работает работник. Перевод допускается с письменного согласия работника, а изменение условий труда, включая и перевод, согласно статье 72 допускается только по письменному соглашению сторон трудового договора. С целью устранения внутреннего противоречия между указанными нормами из статьи 72 следует исключить слова, касающиеся перевода на другую работу. Кроме того, в статье 721 дается определение "перемещения". Если перевод на другую работу допускается с письменного согласия работника, то на перемещение работника на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора согласия работника не требуется. В этой связи возникает особая необходимость в четком разграничении перевода и перемещения, и четкой правовой регламентации этих вопросов в целях соблюдения трудовых прав работников.
Поскольку в данном случае речь идет об изменении определенных сторонами условий трудового договора, то правоприменителю, соответственно, следует руководствоваться статьей 72. Однако, как это уже отмечалось, данная норма предусматривает и изменение условий трудового договора и условий трудового договора, которые статьей 721 определяются как перевод на другую работу, а механизм применения этих норм различный - в первом случае изменение условий трудового договора проводится по письменному соглашению сторон, а во втором - перевод с письменного согласия работника. Поэтому во избежание правовой коллизии на практике указанные нормы нуждаются в дополнительной проработке.
5. Статьей 722 предусматривается временный перевод работника на другую работу по соглашению сторон на срок до одного года, а для замещения временно отсутствующего работника - до выхода этого работника на работу. Далее в этой статье указывается, что если по окончании срока работы работнику не предоставлена прежняя работа и он не потребовал ее предоставления, и продолжает работать, то соглашение о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным. Поскольку эта норма новая и касается перевода на другую работу, то в ней должны быть, по нашему мнению, отражены гарантии предоставления работнику прежней работы.
6. В предлагаемой законопроектом новой редакции части третьей статьи 112 ТК РФ (пункт 108 статьи 1 проекта) последнее предложение относит к расходам на оплату труда суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни. Обращаем внимание, что согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. К таким расходам относятся, в том числе, расходы на оплату труда, перечень которых устанавливается частью 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации и в который входят, среди прочего, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера (надбавки к тарифным ставкам и окладам) за работу в выходные и праздничные дни. В связи с этим, для отнесения к расходам на оплату труда также сумм расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, как это предлагается законопроектом, соответствующие изменения должны быть внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации.
7. Статья 231 ТК РФ, которая излагается в новой редакции, предусматривает обжалование действия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решение которого может быть обжаловано в суд. Из этой нормы исключено положение о том, что обжалование указанных вопросов может производиться непосредственно в суд, что вызовет сомнение возможности реализации статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.
8. В предлагаемой редакции части первой статьи 210 ТК РФ (пункт 177 статьи 1 проекта) упоминаются "ведомственные целевые программы". В этой связи необходимо отметить, что ни в Конституции Российской Федерации, ни в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" слова "ведомство", "ведомственные целевые программы" не применяются. В Федеральных законах от 17.07.1999 г. N 181, от 12.02.2001 г. N 7 употребляется словосочетание "отраслевые целевые программы".
9. Необходимо уточнить предлагаемую редакцию части первой статьи 354 ТК РФ (пункт 291 статьи 1 проекта), согласно которой "Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и его территориальных органов (государственных инспекций труда)". При реализации данной нормы может возникнуть правовая неопределенность о том, будет ли руководить федеральной инспекцией труда Федеральная служба по труду и занятости либо потребуется создание иного федерального органа исполнительной власти.
10. В предлагаемой редакции статьи 357 ТК РФ (пункт 294 статьи 1 проекта) предусмотрено, что государственные инспекторы труда имеют право привлекать виновных к административной ответственности, составлять протоколы об административных правонарушениях. Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть вопросы привлечения к административной ответственности должны быть определены в КоАП РФ. Кроме того, в новой редакции статьи 356 (пункт 293 статьи 1 проекта) предусмотрено, что к полномочиям федеральной инспекции труда относится составление протоколов об административных правонарушениях. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами соответствующих органов. Замечаний юридико-технического характера не имеется, лингвостилистическая правка передана в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.