город Москва |
N А40-4232/08-21-17 |
08 июля 2008 г. |
N 09АП-6054/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.07.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей:
Пронниковой Е.В., Веклич Б.С.,
при ведении протокола
помощником судьи Халиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 15
апелляционную жалобу ГУП "Доринвест"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2008 по делу N А40-4232/08-21-17, судьи Каменской О.В.,
по заявлению ГУП "Доринвест"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
третье лицо: Главный государственный инспектор природы Ворожейкин В.Н.
о признании незаконным и отмене постановления
При участии в судебном заседании:
от заявителя:
Криворучко О.А по дов. от 17.01.2008 паспорт 46 97 023568;
от ответчика:
Эйдензон Е.В. по дов. от 19.02.2008 уд-ние N 44646;
От третьего не явился, извещен;
лица:
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Доринвест" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - Департамент, административный орган) от 16.01.2008 N 0101000473/7 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной по ст. 26.9 Закона г. Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве" в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2008 суд удовлетворил заявленные требования. При этом суд исходил из того, что ответчиком применена недействующая норма Закона г.Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве"
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы не согласился с принятым решением и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом, податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с частями 1,3 ст.1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении должно осуществляться на основании закона, действующего во время производства по настоящему делу.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указал, что в оспариваемом постановлении указана ст. 26.9 Закона города Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве", которая исключена из указанного Закона с 01.01.2008 Законом города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Главный государственный инспектор природы Ворожейкин В.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд, располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрел дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно ч.6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения , имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности., а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 10.08.2007 сотрудниками Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды ГУП "Доринвест", по адресу г.Москва, ул. Наметкина , д. 8.
По результатам проверки сотрудниками Департамента составлен акт проверки N 1207 003229/1 от 10.08.2007.(л.д.31), в котором отражен факт обнаруженного правонарушения, а именно, что землепользователем ГУП "Доринвест" нарушены экологические требования по эксплуатации очистных сооружений и сетей ливневой канализации. На территории объекта по адресу г.Москва. ул Наметкина д.8 ливневая сеть замусорена, заилена, разрушена. Дождеприемные решетки провалены, требуется восстановление водостока по всей территории. Установлены факты подключения к ливневой канализации сточных вод от бытовых помещений, от автомойки. Очистные сооружения "Кристалл", построенные для очистки поверхностно-ливневых вод превращены в складское помещение арендатора, переоборудованы, не функционируют, что приводит к поступлению в водосточную сеть загрязненных сточных вод. Договор с ГУП "Мосводосток" отсутствует.
В тот же день 10.08.2007сотрудниками Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы составлен обусловленный результатами проверки протокол об административном правонарушении, выразившемся в нарушении ст. 26.9 Закона г. Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве",
Протокол об административном правонарушении N 1207003229/1 составлен в присутствии законного представителя общества Кузина Е.В. по доверенности от 12.01.2007.
16.01.2008 постановлением N 0101 000473/7 по делу об административном правонарушении ГУП "Доринвест" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 26.9 Закона города Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве".
Данное постановление обжаловано обществом в суд первой инстанции.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ответчиком применена недействующая норма Закона города Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве", что исключает привлечение ГУП "Доринвест" к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя, в том числе и из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Законом г.Москвы от 18.01.2006. N 5 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области охраны окружающей среды" внесены изменения в Закон города Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве" ,в соответствии с которыми ст. 26.9 Закона города Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве" предусматривает ответственность за нарушение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений и сетей ливневой канализации с назначением административного штрафа на юридических лиц в размере одной тысячи пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является нарушение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений и сетей ливневой канализации
Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны статьи КоАП РФ или законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие административную ответственность за совершение административного правонарушения.
В настоящем случае, оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 26.9 Закона города Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве" , которая исключена из указанного Закона с 01.01.2008 Законом города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях".
Однако, статьей 4.4 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за нарушение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений и сетей ливневой канализации с назначением наказания в виде административного штрафа на юридических лиц в размере двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Судебная коллегия считает, что в настоящем случае ст. 4.4 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" ухудшает положение заявителя, поскольку увеличен размер налагаемого штрафа по сравнению с ответственностью, предусмотренной ст. 26.9 Закона города Москвы от 12.05.2004 N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве", в связи с чем норма ст. 4.4 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" не может быть применена при осуществлении производства по делу об административном правонарушении в отношении ГУП "Доринвест".
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении отменяется при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9. 24.5 настоящего кодекса.
В статье 24.5 КоАП РФ в числе обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, указана отмена закона, установившего ответственность.
С учетом изложенного судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заявитель привлечен к административной ответственности на основании нормы Закона г.Москвы N 32, не действующей в момент вынесения оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается. Суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2008 по делу N А40-4232/08-21-17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4232/08-21-17
Истец: ГУП "Доринвест"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
Третье лицо: Главный государственный инспектор природы Ворожейкин В. Н.
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6054/2008