г. Москва |
|
08 июля 2008 г. |
Дело N А40-64082/07-37-589 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солоповой А.А.
судей Лаврецкой Н.В., Разумова И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ереминой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2008
по делу N А40-64082/07-37-589, принятое судьей Терещенко Н.И.
по иску ЗАО Фирма ЦВ "ПРОТЕК"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования", Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
о взыскании 17 012 314 руб. 60 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца - Грачева Н.В. (доверенность N 270/ЮО от 02.01.2008), Черешнев К.А. (доверенность N 141/ЮО от 02.01.2008)
от ответчиков:
от Министерства финансов Российской Федерации - Янина Н.Г. (доверенность N 01-06-08/187 от 13.12.2007)
от ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - Долинина Н.Д. (доверенность N 03-06/474 от 25.06.2008), Остреинова Е.С. (доверенность N 03-06/4 от 10.01.2008)
от Федерального фонда обязательного медицинского страхования - Пустовалов А.Н. (доверенность N 18 от 11.12.2007)
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК" (далее - ЗАО Фирма ЦВ "ПРОТЕК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Государственному учреждению "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ГУ ""Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования"") о взыскании с ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования", а при недостаточности у него денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу ЗАО Фирма ЦВ "ПРОТЕК" 178 716 830 руб. 62 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил сумму иска до 17 012 314 руб. 60 коп., что отражено в протоколе судебного заседания от 14.04.2008 (л.д. 67, том 7).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2008 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 17 012 314 руб. 60 коп. убытков.
В иске к ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 24.04.2008 отменить, в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом в нарушение требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно изменены предмет и основание исковых требований; надлежащий ответчик по обязательству - государственному контракту от 19.12.2005, является сторона государственного контракта - ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования"; в силу статьи 764 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" Министерство финансов Российской Федерации не является государственным заказчиком, выступающим от имени публично-правового образования, в связи с чем органом, у которого находятся выделенные для оплаты работ по государственному контракту бюджетные средства, является ФФОМС; вина Минфина России в неисполнении обязательств по государственному контракту отсутствует.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представители истца и ответчиков - ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования", ФФОМС, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2008 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в течение 2006 года осуществлял отпуск лекарственных средств льготной категории граждан в соответствии с условиями государственного контракта от 19.12.2005, заключенного между истцом и ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования", однако ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" отклонил от оплаты по результатам экспертиз стоимость лекарственных средств на сумму 8 846 937 руб. 51 коп., фактически возместил истцу стоимость лекарственных средств на сумму 461 001 512 руб. 86 коп., в связи с чем остаток задолженности (невозмещенная истцу стоимость лекарственных средств) составляет 17 012 314 руб. 60 коп.
Принимая решение о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца 17 012 314 руб. 60 коп. убытков, суд первой инстанции исходил из того, что истец выполнил свои обязательства по государственному контракту от 19.12.2005 и предоставил подтверждающие документы, предусмотренные главой 2 контракта. Однако при этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленный спор является спором о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей.
По мнению суда апелляционной инстанции, данный вывод суда не соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из искового заявления, исковые требования предъявлены в соответствии со статьями 120, 309, 310, 399, 525, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" не исполнил предусмотренную пунктами 2.1.8, 2.2.5, 2.2.7 государственного контракта обязанность по оплате истцу стоимости лекарственных средств.
Из материалов дела видно, что предмет или основание исковых требований истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не изменял.
Соответствующее заявление истца об изменении предмета или основания иска в соответствии с указанной нормой права, а также результаты рассмотрения такого заявления судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют.
Как указано в протоколе судебного заседания от 14.04.2008, суд первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уменьшение суммы иска до 17 012 314 руб. 60 коп. (л.д. 67, том 7).
Однако суд первой инстанции, при принятии судебного акта о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытков в размере 17 012 314 руб. 60 коп., фактически самостоятельно изменил предмет и основание исковых требований, что является недопустимым в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку требование о взыскании убытков истцом заявлено не было.
Из существа заявленных исковых требований следует, что требование истца основано на неисполнении ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" обязательств, возникших у него на основании государственного контракта от 19.12.2005 на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Из материалов дела видно, что 19.12.2005 между истцом и ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" заключен государственный контракт на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", по условиям которого истец принял на себя обязательства осуществить в 2006 году поставку, хранение и отпуск лекарственных средств гражданам, имеющим право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 1.1 контракта), а ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" обязался возместить стоимость отпущенных лекарственных средств (пункт 1.2 контракта).
Порядок расчетов между сторонами урегулирован в разделе 3 государственного контракта.
В соответствии с пунктом 3.3 контракта ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" обязался в течение трех рабочих дней с даты подписания акта, указанного в пункте 2.2.5 контракта, осуществить оплату счета истца путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца.
При этом согласно пункту 2.2.7 контракта ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" обязался осуществить оплату лекарственных средств в соответствии с условиями контракта с учетом результатов экспертизы.
Истец во исполнение обязательств по государственному контракту в течение 2006 года осуществлял отпуск лекарственных средств льготной категории граждан в соответствии с условиями государственного контракта от 19.12.2005, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 2.1.8 государственного контракта истец представил в ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" документы, подтверждающие отпуск лекарственных средств гражданам на сумму 486 860 764 руб. 99 коп., из которых ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" отклонил от оплаты по результатам экспертиз стоимость лекарственных средств на сумму 8 846 937 руб. 51 коп., фактически возместил истцу стоимость лекарственных средств на сумму 461 001 512 руб. 86 коп., в связи с чем остаток задолженности (не возмещенная истцу стоимость лекарственных средств) составляет 17 012 314 руб. 60 коп.
Указанная сумма задолженности подтверждена ответчиком в письме от 28.12.2007 N 03-11/851, из которого следует, что решением Комиссии ФФОМС от 19.11.2007 отказано в оплате 26 177 рецептов на сумму 17 012,3 тыс. руб.
Таким образом, предъявленная ко взысканию с ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" сумма задолженности по государственному контракту от 19.12.2005 в размере 17 012 314 руб. 60 коп. подтверждена материалами дела, размер которой ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" не оспаривается.
При этом указанная в письме ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" от 28.12.2007 N 03-11/851 причина для отказа истцу в возмещении стоимости лекарственных средств, основанная на решении от 19.11.2007 Комиссии ФФОМС, принятом по результатам проведения экспертизы обоснованности назначения лекарственных средств по рецептам, не прошедшим медико-экономический контроль ФФОМС, противоречит пункту 3.5 государственного контракта от 19.12.2005, в котором предусмотрены основания, по которым ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" не возмещает истцу расходы по предоставлению лекарственных средств.
Более того, названное ответчиком основание для отказа истцу в возмещении расходов по предоставлению лекарственных средств документально не подтверждено.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ответчик - ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования", являющийся стороной государственного контракта от 19.12.2005, не представил доказательств погашения задолженности в размере 17 012 314 руб. 60 коп.
Ссылка ответчика - ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования", на выполнение своих обязательств по государственному контракту в пределах выделенных ему из ФФОМС средств на финансирование расходов, связанных с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, предъявленных к ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования".
Недостаточность указанных денежных средств у ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" материалами дела не подтверждена.
В силу статьи 764 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием возникновения обязательства служит государственный контракт от 19.12.2005, стороной в котором является государственный заказчик - ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования", являющийся надлежащим ответчиком по данному спору.
В связи с этим, исковые требования о взыскании задолженности в размере 17 012 314 руб. 60 коп. с ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" признаются судом апелляционной инстанции правомерными.
Поскольку при принятии решения судом нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда от 24.04.2008 подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении предъявленных к ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" исковых требований, в связи с чем с указанного ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по государственному контракту от 19.12.2005 в размере 17 012 314 руб. 60 коп.; исковые требования, предъявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика - ГУ "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования".
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2008 по делу N А40-64082/07-37-589 отменить.
Взыскать с Государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" в пользу Закрытого акционерного общества фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК" задолженность в размере 17 012 314 руб. 60 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 96 561 руб. 57 коп., а всего 17 108 876 руб. 17 коп.
В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отказать.
Взыскать с Государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий-судья |
А.А. Солопова |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64082/07-37-589
Истец: ЗАО Фирма "ЦВ Протек"
Ответчик: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Министерство финансов Российской Федерации, Карельский территориальный фонд медицинского страхования
Кредитор: Национальный банк Республики Карелия ЦБ РФ
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7486/2008