город Москва |
Дело N А40-26308/08-92-305 |
29 июля 2008 г. |
N 09АП-8402/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей Захарова С.Л., Москвиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой Е.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2008 г. по делу N А40-26308/08-92-305, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению ООО "Газпром экспорт"
к Центральной энергетической таможне
об оспаривании постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя Бурьянов В.В. по дов. от 27.05.2008г. N 13-2/99д, паспорт 53 02 921246, Фролов А.М. по дов. от 10.07.2008г. N 13-2/120д, паспорт 56 01 381727;
от ответчика Исайкин И.В. по дов. от 15.07.2008г. уд. ГСN 135639; Щербаков О.В. по дов. от 25.12.2007г., уд.ГС N 135606.
УСТАНОВИЛ
ООО "Газпром экспорт" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Центральной энергетической таможни ФТС России (далее таможенный орган) от 29.04.2008г. N 10006000-57/2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.
Решением от 05.06.2008г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что таможенным органом не доказано событие административного правонарушения и вина общества в его совершении.
Центральная энергетическая таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, оспариваемое постановление ЦЭТ оставить без изменения, а в удовлетворении требований общества отказать. В обоснование указывает, что вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана таможенным органом, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, поскольку у таможенного органа имелись доказательства надлежащего извещения заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, как соответствующее требованиям действующего законодательства и отвечающего принципам соблюдения баланса публичного и частного при привлечении к ответственности и назначении наказания, а также принципу справедливости. Указывает также на отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе. Обратил внимание на то, что документы были представлены в 17 часов 15 минут 13.03.2008г. под конец рабочего дня.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, изложенные в письменных пояснениях. Указал, что в 16 часов 30 минут 11.03.2008г. требование было доведено до сведения генерального директора.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав доводы заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Центральная энергетическая таможня вынесла решение от 11.03.2008г. N 3 о проведении общей таможенной ревизии ООО "Газпром экспорт" по вопросам поставок природного газа в марте 2007 года компании "ЭНИ С.п.А." по контракту от 01.08.1996г. б/н (четвёртый контракт).
В ходе проведения таможенной ревизии руководителем ревизионной комиссии было вынесено требование от 11.03.2008г. N 1 о представлении ООО "Газпром экспорт" следующих документов и сведений:
1.Устав, учредительный договор (решение о создании) с изменениями и дополнениями.
2.Справка из Госкомстата России, Свидетельство о постановки на учёт в налоговом органе, Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
3. Решение участников общества, приказ о назначении генерального директора, приказ о назначении главного бухгалтера.
4. Приказ о назначении, доверенность должностных лиц, производящих заверение документов, представляемых по данному требованию, уполномоченных лиц.
5. Справки об открытии счетов в банках, выступавшие в качестве банков-получателей по внешнеэкономическим операциям в 2007 году.
6. Бухгалтерская отчётность (форма 1, 2) ООО "Газпром экспорт" за 3 квартала 2007 года.
7. Приказ об учётной политике, учётная политика организации на 2007 год.
8. ВГТД N 10006003/190207/0000290, ПГТД N 10006003/180407/0000539, N 10006003/180407/0000540 с пакетом документов, представляемых к таможенному оформлению (инвойс, дебет-нота, кредит-нота, паспорт качества, счёта фактуры, акт слива/залива, акт приема-передачи, ПС и т.п.).
9. Документы по поступлению валютной выручки за природный газ, перемещённый в адрес "ENI S.p.A." в Италию в марте 2007 года (банковские выписки, SWIFT-послания, мемориальный ордер, валютная оборотная ведомость и т.п.).
10. Документы по расчёту и обоснованию контрактной цены, за природный газ, поставленный в Италию "ENI S.p.A." в марте 2007 года.
11. Акт сдачи приёмки (коммерческий акт) заключенный между ООО "Газпром экспорт" и собственником природного газа, поставленного в марте 2007 года в Италию адрес "ENI S.p.A.".
12. Рабочий план счетов (с указанием всех субсчетов) ООО "Газпром экспорт" на 2007 год.
13. Акты приема-передачи (коммерческие акты и т.п.) подписанные ООО "Газпром экспорт" (с транспортными организациями, покупателями, комитентами, принципалами и т.п.) на ГИС Велке Капушаны, ГИС Ланжгот, ГИС Баумгартен за природный газ, перемещенный в марте 2007 года.
11.03.2008г. требование было вручено заместителю генерального директора общества Ефремову А.И., действующему в соответствии с приказом от 31.10.2006г. N 447-л, доверенностью от 01.11.2006г. N 31-2/03д. Срок исполнения требования установлен до 12.03.2008 года.
13.03.2008 года общество передало в таможню запрошенные документы по акту от 13.03.2008 N 1, тем самым исполнило требование таможни в полном объёме на 1 день позже установленного срока.
До истечения срока предоставления документов и сведений по требованию, заявитель не обращался в таможенный орган в порядке п.2 ст.363 ТК РФ о продлении срока предоставления документов.
На основании указанных обстоятельств таможенный орган пришел к выводу о совершении обществом административного правонарушения и 20.03.2008г. таможенным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10006000-57/2008.
29.04.2008г. таможенным органом рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 10006000-57/2008 и ООО "Газпром экспорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.12 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.
С учетом положений ст.23.8, ч.1, п.п.3 ч.2 ст.28.3, ч.1 ст.28.3 КоАП РФ, п.3 "Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание", который является Приложением Приказу ФТС от 15.03.2005г. N 198, суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами. Процедура и сроки составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении соблюдены таможенным органом.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ без участия законного представителя общества генерального директора Медведева А.И., который был уведомлен о месте и времени его составления письмом от 18.03.2008г. N 01-18/1138, принятым секретарем Лупачевой 18.03.2008г.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель ООО "Газпром экспорт", генеральный директор Медведев А.И. также был надлежаще уведомлен таможенным органом письмом от 21.04.2008г. N 01-20/1751, принятым секретарем Лупачевой 23.04.2008г.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что суд первой инстанции достоверно установил отсутствие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.16.12 КоАП РФ непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП, образует непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Таким образом, неотъемлемым элементом состава административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.16.12 КоАП РФ является декларирование ввезенного товара. При этом обязательным условием привлечения к ответственности является подача декларантом таможенному органу декларации, которая содержит сведения, подлежащие проверке таможенным органом. Именно для проверки указанных сведений и затребуются документы, непредставление которых влечет административную ответственность.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи ВПД.
Согласно пунктам 1, 2 ст.361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 названного Кодекса. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Главой 35 ТК РФ предусмотрены формы и порядок проведения таможенного контроля, формами которого является проверка документов и сведений, а также таможенная ревизия.
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
Согласно п.1 ст.367 ТК РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
В соответствии с п.3 ст.367 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Таким образом, при проведении проверки документов и сведений таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и сведения, однако такой запрос должен быть обусловлен объективной необходимостью их представления, мотивировка запроса приводится в его тексте.
В основе мотивировки должна лежать цель проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Как видно из содержания решения о проведении общей таможенной ревизии от 11.03.2008г. N 3 ревизия назначена за период с 01.03.2007г. по 30.04.2008г. по вопросам поставок черного природного газа в марте 2007 года компании "ЭНИ С.п.А" по контракту от 10.08.1996г. N б/н (четвертый контракт). При этом в решении не указано, для проверки достоверности каких сведений, заявленных обществом в таможенной декларации и иных таможенных документах, проводится ревизия.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, и отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.
Материалами дела подтверждено, что таможенным органом проводился контроль, не связанный с проверкой сведений, заявленных в таможенной декларации или иных таможенных документах, в связи, с чем непредставление в установленный срок затребованных документов и сведений не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом установленных конкретных фактических обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно установил, что таможенным органом не представлено неопровержимых доказательств наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Таким образом, факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.12 КоАП РФ, не доказан, его вина в совершении этого правонарушения не установлена, что согласно п.п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству и иным нормативным правовым актам.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая оценка всем доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2008г. по делу N А40-26308/08-92-305 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.А.Свиридов |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26308/08-92-305
Истец: ООО "Газпром экспорт"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8402/2008