г. Москва |
Дело N А40-65368/07-143-206 |
31.07.2008 г. |
N 09АП-8671/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2008г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2008г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.
судей Крекотнева С.Н., Порывкина П.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Кольцовой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 10 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2008г.
по делу N А40-65368/07-143-206, принятое судьёй Цукановой О.В.
по иску (заявлению) ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя"
к ИФНС России N 10 по г.Москве
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) Евсеев М.Л. по дов. от 24.07.2006г. N 585;
от ответчика (заинтересованного лица) Чечкина А.Г. по дов. от 03.03.2008г. N 04юр-30;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 10 по г.Москве по неосуществлению возврата излишне уплаченных и взысканных пени по налогу на пользователей автодорог и об обязании инспекции осуществить возврат излишне уплаченных и изысканных пени по налогу на пользователей автодорог в общей сумме 3 872 772, 84 рублей (с учетом уточнения заявления).
Решением суда от 20.05.2008г. требования ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя" удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемое бездействие Инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, нарушает права налогоплательщика.
ИФНС России N 10 по городу Москве не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя" отказать.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что статьи 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают возможность возврата излишне уплаченных и взысканных налога при наличии у налогоплательщика недоимки только после зачета суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки. По состоянию на 14.05.2008г. имеющаяся у общества переплата по пени по налогу на пользователей автодорог меньше, чем недоимка по всем федеральным налогам и соответствующим пени.
ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя" отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебном заседании представитель возражал против доводов жалобы, просил ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства излишней уплаты налогоплательщиком и излишнего взыскания инспекцией с общества пени по налогу на пользователей автодорог.
Из материалов дела следует, что заявитель платежными поручениями: N 420 от 15.05.2001 г. на сумму 127 82 руб. (текущий платеж 2001 года); N 99 от 29.05.2001 г. на сумму 56 700 руб. (текущий платеж 2001 года); N 131 от 24.07.2001г. на сумму 71 668 руб. (текущий платеж 2001 года); N 329 от 31.07.2001г. на сумму 38 000 руб. (текущий платеж 2001 года); N411 от 14.01.2002г. на сумму 50 000 руб. (за январь 2002 года); N 931 от 11.03.2002г. на сумму 60 000 руб. (за 2002 год); N 14 от 30.07.2002г. на сумму 100 000 руб. (за 2002 год); N356 от 04.11.2002г. на сумму 480 950, 10 руб. (за 2002 год); N 447 от 08.06.2005г. на сумму 1 667 099, 54 руб. (погашение недоимки); N 18 от 07.07.2005г. на сумму 797 517, 90 руб. (погашение недоимки); N 30 от 13.07.2005г. на сумму 1 686 177 руб. (погашение недоимки), в общей сумме 5 135 294, 54 руб. уплатил налог на пользователей автодорог за период с 1998 г. по 2002 год.
Однако, начисление и уплата налога на пользователей автодорог заявителем осуществлена в завышенном размере, поскольку в период с 01.04.1998г. по 31.12.2000г. заявитель исчислял налог исходя из ставки 2 % от налоговый базы в части платежей в территориальный дорожный фонд, в то время как подлежала применению ставка 1 %.
В связи с выявлением факта завышения начислений по налогу на пользователей автодорог заявитель в октябре 2005 года обратился в инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного налога в счет уплаты имеющейся на тот период недоимки по пени, начисленным по налогу на пользователей автодорог. Данное заявление оставлено налоговым органом без удовлетворения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2007 г. по делу N А40-75398/05-112-273 признано незаконным бездействие ИФНС России N 10 по г. Москве по не рассмотрению заявления ЗАО "КСУМ" о зачете и по не проведению зачета излишне уплаченного налога. Суд обязал инспекцию осуществить зачет суммы излишне уплаченного ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя" налога на пользователей автодорог в связи с применением при оплате налога завышенной ставки, а также в связи с подачей уточненных расчетов (деклараций) по налогу на пользователей автодорог, в счет погашения задолженности ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя" по пеням, подлежащим уплате в тот же бюджет, в который произошла переплата налога на пользователей автодорог в следующих суммах: 300 422 руб. переплата за 1998 год, 409 874 руб. переплата за 1999 год, 564 147 руб. переплата за 2000 год, итого обязал провести зачет на общую сумму 1 274 443 рублей.
Как пояснил налогоплательщик, у общества имелась недоимка по налогу на пользователей автодорог, в отношении заявителя было возбуждено исполнительное производство о взыскании недоимки поданному налогу. Несмотря на погашение недоимки по налогу на пользователей автодорог, налоговый орган не принял мер по уведомлению судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в части недоимки по налогу на пользователей автодорог, в связи с чем службой судебных приставов в пользу налогового органа перечислены средства в счет уплаты налога на пользователей автодорог, ранее полностью уплаченного, о чем свидетельствуют платежные поручения: N 497 от 15.03.2006 г. на сумму 124 635,79 рублей, N 498 от 15.03.2006 г. на сумму 7 420,10 рублей, N499 от 15.03.2006 г. на сумму 3 785 000 рублей, в общей сумме 3 917 055, 89 рублей.
Таким образом, налог на пользователей автодорог в размере 3 917 055, 89 руб. излишне взыскан инспекцией.
Заявитель 30.05.2006г. обратился в инспекцию с заявлением о зачете излишне взысканного налога на пользователей автодорог в счет уплаты пени, начисленных на данный налог.
Письмом N 77-10/35635-05 от 07.09.2006 г. налоговый орган уведомил заявителя о том, что переплата по налогу на пользователей автодорог по платежным поручениям NN 497, 498, 499 от 15.03.2006г. на общую сумму 3 917 055, 89 руб. зачтена в счет уплаты пени по налогу на пользователей автодорог.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2006г. по делу N А40-42847/06-141-260, которым прекращено производство по требованию заявителя о признании незаконным бездействия инспекции по не проведению зачета излишне взысканного налога на пользователей автодорог в размере 3 917 055, 89 руб. в счет погашения задолженности по пени по данному налогу.
Налоговым органом на основании инкассового поручения N 93 от 31.01.2003г. произведено взыскание с заявителя пени по налогу на пользователей автодорог в размере 2 854 138, 48 руб., что подтверждается платежными ордерами (т.1 л.д.28-88).
Таким образом, общая сумма пени по налогу на пользователей автодорог, уплаченная заявителем, составила 8 045 637, 37 руб.: 1 274 443 рублей (зачет по решению Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2007г. по делу N А40-75398/05-112-273) + 3 917 055, 89 рублей (зачет по письму налогового органа от 07.09.2006г. N 77-10/35635-05) + 2 854 138, 48 рублей (списание по инкассовому поручению N 93).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции осуществить перерасчет пени по налогу на пользователей автодорог в связи с изменением суммы недоимки по налогу, подтвержденным решением суда от 30.05.2007 г. по делу N А40-75398/05-112-273.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2007г. по делу N А40-34310/06-117-250 признан правильным расчет пени заявителя, требование общества удовлетворено, судом на налоговый орган возложена обязанность по перерасчету пени по налогу на пользователей автодорог в связи с изменением суммы недоимки по налогу, подтвержденным решением суда от 30.05.2007 г. по делу N А40-75398/05-112-273.
Таким образом, при перерасчете пени с учетом вступивших в законную силу решений Арбитражного суда г. Москвы по делам N А40-34310/06-117-250, N А40-75398/05-112-273 общая сумма пени должна составлять 4 172 864, 48 рублей.
Следовательно, общая сумма переплаты по пени по налогу на пользователей автодорог составит 3 872 772, 84 руб.: 4 172 864, 48 руб. (сумма пени, начисленная с учетом периодов начисления пени в 2001 и 2002 годах) - 8 045 637, 37 рублей (излишне уплаченная и взысканная сумма пени), из которых пени в размере 2 854 138, 48 руб. являются излишне взысканными налоговым органом, а пени в размере 1 018 634, 36 руб. - излишне уплаченными заявителем.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
На основании пункта 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно пункту 8 статьи 78 Кодекса, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Пунктом 9 статьи 78 Кодекса установлено, что налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 78 Кодекса, правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Согласно пункту 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 79 Кодекса, решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Кодекса, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Пунктом 9 статьи 79 Кодекса установлено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Заявитель письмом от 31.10.2007г. N 691/11 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных пени в размере 3 872 772, 89 руб., а при наличии недоимки - с просьбой зачесть данную сумму переплаты в счет имеющейся недоимки. Однако, данное письмо оставлено налоговым органом без ответа.
Как правильно установлено судом первой инстанции, фактически инспекцией не исполнено решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2007г. по делу N А40-34310/06-117-250, в связи с чем у заявителя отражена переплата в меньшем размере, чем должно быть в случае проведения перерасчета.
Согласно представленной заинтересованным лицом справке о переплате и недоимке по состоянию на 14.05.2008г. у заявителя имеется переплата по федеральным налогам в размере 18 608 146, 37 руб. и недоимка по пени по федеральным налогам в размере 5 606 674, 09 рублей. Данные обстоятельства инспекцией не опровергнуты.
Инспекция указывает, что у заявителя имеется недоимка по федеральным налогам. В обоснование наличия недоимки налоговый орган ссылается на карточку лицевого счета.
Однако, налоговым органом не представлено документального подтверждения образования недоимки по карточке лицевого счета, само по себе отражение данных в карточке лицевого счета не свидетельствует о наличии недоимки.
Кроме того, как пояснил налогоплательщик, у общества отсутствует недоимка по налогам, налоговым органом требование на уплату указанной недоимки не выставлялось, что также налоговым органом не опровергнуто.
Таким образом, налоговым органом не доказано наличие у налогоплательщика недоимки по налогам, в связи с чем требования общества о признании незаконным бездействия ИФНС России N 10 по г.Москве по неосуществлению возврата излишне уплаченных и взысканных пени по налогу на пользователей автодорог и об обязании инспекции осуществить возврат излишне уплаченных и изысканных пени по налогу на пользователей автодорог в общей сумме 3 872 772, 84 рублей правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не была уплачена госпошлина, с инспекции подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2008 г. по делу N А40-65368/07-143-206 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 10 по г.Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65368/07-143-206
Истец: ЗАО "Коммунально-строительное управление Мосметростроя"
Ответчик: ИФНС РФ N 10 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8671/2008