г.Москва |
Дело N А40-60548/07-21-432 |
14 августа 2008 г. |
N 09АП-7504/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.08.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Бекетовой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиной И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.05.2008
по делу N А40-60548/07-21-432 судьи Каменской О.В.
по заявлению ОАО "Сахалинэнерго"
к Управлению Федерального казначейства по г.Москве,
третье лицо - Министерство финансов РФ,
о признании незаконными действий по возвращению исполнительного листа,
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя не явился, извещен,
представитель УФК по г.Москве не явился, извещен,
представитель Минфина РФ не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06.05.2008, принятым по данному делу, признаны незаконными действия Управления Федерального казначейства по г.Москве по возврату без исполнения исполнительного листа N 599749, выданного Арбитражным судом г.Москвы по делу N А40-22466/06-22-146. Суд также обязал УФК по Москве в течение 45 дней со дня принятия судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя требования заявителя, суд сослался на то, что действия Управления Федерального казначейства по г.Москве противоречат статье 242.2 Бюджетного кодекса и нарушают права заявителя, как препятствующие исполнению судебного акта о взыскании в его пользу денежных средств и использованию их в его предпринимательской деятельности.
Не согласившись с данным решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и отказать в удовлетворении требований заявителя. При этом податель жалобы указывает на то, что исполнительный документ правомерно был возвращен без исполнения взыскателю в соответствии со статьями 242.1 и 242.2 БК РФ, на том основании, что лист ошибочно направлен в УФК РФ, и Обществом не была представлена надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого выдан лист. Считает, что в рассматриваемом случае обязательства по оплате долгов возникли в порядке субсидиарной ответственности у публично-правового образования - Российской Федерации, и должны взыскиваться с казны, распоряжаться которой в соответствии со ст.165 БК РФ вправе Минфин РФ. Указывает, что у УФК отсутствуют полномочия по исполнению судебных актов по искам к РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со ст.156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение без изменения, основываясь на следующем.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2007 по делу N А40-22466/06-22-146 с Российской Федерации в лице Федерального агентства связи за счет казны РФ в пользу ОАО "Сахалинэнерго" взыскано 9 987 765,4 руб. задолженности и пени.
На основании данного решения выдан исполнительный лист N 599749, воспроизводящий приведенную резолютивную часть судебного акта (том 1 л.д.9). Названный исполнительный документ был направлен для исполнения в УФК по Москве, и уведомлением от 26.09.2007 N 13-14/8129 возвращен без исполнения как ошибочно направленный со ссылкой на необходимость направления данного исполнительного документа в Минфин РФ.
Признавая указанные действия УФК по возврату исполнительного документа без исполнения незаконными, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые действия не соответствуют нормам Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ на органы Федерального казначейства возложены функции по организации исполнения требований исполнительных документов по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Органы федерального казначейства вправе возвратить исполнительные документы взыскателю без исполнения при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. То обстоятельство, что, по мнению Управления, исполнительный документ должен был исполняться иным субъектом (Министерством финансов РФ), к числу указанных в данной статье оснований для возвращения документов не отнесено.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления.
Согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном БК РФ.
В настоящем случае денежные средства в размере 9 987 768,4 руб. взысканы с главного распорядителя федерального бюджета.
При этом в решении суда первой инстанции по делу N А40-22466/06-22-146 указано, что Федеральное агентство связи является главным распорядителем бюджетных средств относительно подведомственных предприятий, учреждений.
Следовательно, в данном случае подлежит применению порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, который установлен статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ. То есть судебный акт должен исполняться органом федерального казначейства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что настоящий исполнительный лист подлежит исполнению Министерством финансов Российской Федерации, несостоятелен и не основан на законе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ в Министерство финансов РФ направляются исполнительные листы о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета).
В настоящем случае, как указывалось выше, Федеральное агентство связи несет субсидиарную ответственность по долгам подведомственного учреждения - ГУ Управления федеральной почтовой связи Сахалинской области за счет казны РФ.
В соответствии с п.2 ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в п.3 ст.242.1 данного Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Органы Федерального казначейства вправе возвратить исполнительные документы только по основаниям, указанным в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
В рассматриваемом случае основания, предусмотренные указанной нормой, для возврата без исполнения исполнительного листа у УФК по Москве отсутствовали.
При этом судом апелляционной инстанции не приняты доводы подателя жалобы относительно неправильного оформления судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, поскольку возврат листа был мотивирован не этим основанием, а, как правильно установил суд первой инстанции, данное обстоятельство было указано заявителю для сведения.
Изложенное свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции о том, что действия Управления федерального казначейства по городу Москве противоречат положениям статей 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса и нарушают права заявителя, как препятствующее исполнению судебного акта о взыскании в его пользу денежных средств.
В связи с изложенным является законным и обоснованным вывод суда о необходимости признания незаконными действий Управления Федерального казначейства по г.Москве, выразившихся в возврате уведомлением от 26.09.2007 N 13-14/8129 исполнительного листа N 599749, выданного 28.05.2007, без исполнения.
В соответствии с п.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Следовательно, решение суда в части обязания Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя также законно и обоснованно.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.05.2008 по делу N А40-60548/07-21-432 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Э.В.Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60548/07-21-432
Истец: ОАО "Сахалинэнерго"
Ответчик: Управление Федерального казначейства г. Москвы
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7504/2008