г. Москва |
|
15.08.2008
|
N 09АП-9502/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2008
Дело N А40-7265/08-145-88
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Якутова Э.В., Бекетовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: председательствующим судьей
при участии:
от заявителя: Жук К.В. по доверенности от 20.06.2008 N 15, паспорт 41 03 089304;
от заинтересованного лица: Аристархов В.О. по доверенности от 09.01.2008 N 77, паспорт 46 02 020717;
от третьих лиц: от Министерства обороны РФ в лице войсковой части 31270 - не явился, извещен, от ОАО "Северный Рейд" - Васильев А.А. по доверенности от 07.04.2008
N 18/3-06, паспорт 11 04 118195
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Водтрансприбор""
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2008
по делу N А40-7265/08-145-88 судьи Петровского С.П.
по заявлению ОАО "Водтрансприбор"
к Федеральной службе по оборонному заказу
третьи лица: Министерство обороны РФ в лице войсковой части 31270, ОАО "Северный Рейд"
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2008, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ОАО "Водтрансприбор" о признании недействительным решения Федеральной службы по оборонному заказу от 05.02.2008 N 44-рж в части признания жалобы ФГУП "Северный рейд" обоснованной и поручения Управлению контроля размещения и исполнения заказа в части вооружения и военной техники СВ, ВМФ выдать заказчику предписание об аннулировании торгов, а также признании недействительным предписания N 2/454 от 06 02.2008, выданного на основании решения от 05.02.2008 N 44-рж. Производство по делу в части требований ОАО "Водтрансприбор" о признании недействительным решения Федеральной службе по оборонному заказу от 05.02.2008 N 44-рж в части поручения Управлению контроля размещения и исполнения заказа в части вооружения и военной техники СВ, ВМФ привлечь членов конкурсной комиссии, принявших решение об отклонении заявки ФГУП "Северный рейд" к административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, прекращено в связи с отказом заявителя от данной части требований.
При этом суд исходил из того, что решение Федеральной службы по оборонному заказу от 05.02.2008 N 44-рж в оспариваемой части, а также предписание N 2/454 от 06.02.2008 приняты компетентным органом при соблюдении процедуры его принятия и соответствуют действующему законодательству.
Заявитель не согласился с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на основания, предусмотренные ст.270 АПК РФ. В обоснование своей позиции сослался на нарушение процедуры принятия Федеральной службой по оборонному заказу решение от 05.02.2008 N 44-рж, поскольку считает, что жалоба ФГУП "Северный рейд" не рассматривалась коллегиальным составом, таким образом, полагает, что ответчик нарушил п.3 и п.6 ст.60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Считает, что заявка ФГУП "Северный рейд" не соответствовала требованиям конкурсной документации. Указал, что государственный заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса. Вместе с тем, указывает, что в обжалуемых решении и предписании в нарушение п.9 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ не содержится указание на конкретные нарушения, а также сведений об их устранении. Полагает, что оспариваемое предписание не основано на принятом решении и при этом подписано неуполномоченным на это лицом.
Заинтересованное лицо возражает против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо также поддержало решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает ее необоснованной, просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Представило письменные пояснения.
Представитель Министерства обороны РФ в лице войсковой части 31270, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Водтрансприбор" и ФГУП "Северный рейд" (в настоящее время ОАО "Северный рейд") являлись участниками конкурса на поставку продукции для федеральных государственных нужд по поставке "Прибора Ш МГК-540 ЛУЗ.848.312".
Участник размещения заказа ФГУП "Северный рейд" подало в Рособоронзаказ жалобу на действия конкурсной комиссии войсковой части 31270 Минобороны России.
Согласно протоколу заседания комиссии Рособоронзаказа от 30.01.2008, состав которой определен приказом врио директора Рособоронзаказа от 09.07.2007 N 267, при рассмотрении жалобы участника размещения государственного оборонного заказа ФГУП "Северный рейд" было установлено, что при рассмотрении конкурсной заявки, конкурсной комиссией заявка ФГУП "Северный рейд", была необоснованно отклонена по основанию ч.1 и ч.4 ст.12 Федерального закона (несоответствие требованиям конкурсной документации, предоставление недостоверных сведений) и п.11 Информационной карты (срок предоставления гарантии качества - не менее срока, установленного в соответствующих документах на продукцию), ввиду отсутствия несоответствия; а также неправомерности ссылки государственным заказчиком в своей конкурсной документации на дополнительные требования к участнику размещения заказа при отсутствии согласования государственным заказчиком с Рособоронзаказом перечня товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.
Решением названной комиссии жалоба ФГУП "Северный рейд" признана обоснованной; Управлению контроля размещения и исполнения государственного оборонного заказа в части вооружения и военной техники СВ, ВМФ указано выдать заказчику предписание об аннулировании торгов; Управлению контроля размещения и исполнения государственного оборонного заказа в части вооружения и военной техники СВ, ВМФ указано привлечь членов конкурсной комиссии, принявших решение об отклонении заявки ФГУП "Северный рейд" к административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, а государственного заказчика к административной ответственности в соответствии с ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
05.02.2008 Рособоронзаказом внесено решение N 44-ж, воспроизводящее содержание протокола от 30.01.2008 заседания комиссии Рособоронзаказа и приятое названной комиссией решение.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу (утв. Указом Президента РФ от 21.01.2007 N 56с (далее - Указ) "Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации норм и правил в сфере государственного оборонного заказа".
В соответствии с абз.6 п.п.1 п.8 Указа Рособоронзаказ осуществляет контроль (надзор) за "организацией и проведением конкурсов (торгов) на размещение государственного оборонного заказа".
В соответствии с п.4 ст.57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) "Участник размещения заказа вправе подать в письменной форме, в том числе в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи, жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти".
По результатам рассмотрения жалобы, в соответствии с ч.6 ст.60 Федерального закона, орган уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, принимает решение о выдаче предписаний, предусмотренных ч.9 ст.17 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных ст.17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с ч.9 ст.17 настоящего Федерального закона предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона, внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.
В соответствии с ч.9 ст.17 Федерального закона, при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, вправе: выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
Таким образом, Рособоронзаказ как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти норм и правил в сфере государственного оборонного заказа, рассматривал поданную участником размещения заказа жалобу по существу.
В настоящем случае, как видно из материалов дела, участник размещения заказа ФГУП "Северный рейд" подало в Рособоронзаказ жалобу (вх. N 49-ж от 24.01.2008) на действия конкурсной комиссии войсковой части 31270 Минобороны России, которая была рассмотрена в соответствии с ч.3 ст.60 Федерального закона 30 января 2008 г.
Жалоба ФГУП "Северный рейд" рассмотрена Комиссией Рособоронзаказа по рассмотрению жалоб участников размещения государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) и признана обоснованной, так как при рассмотрении конкурсной заявки конкурсной комиссией заявка ФГУП "Северный рейд" была необоснованно отклонена по основанию п.1 ч.4 ст.12 Федерального закона (несоответствие требованиям конкурсной документации, предоставление недостоверных сведений) и п.11 Информационной карты (срок предоставления гарантий качества - не менее срока, установленного в соответствующих документах на продукцию).
ФГУП "Северный рейд" посчитало, что отклонение его заявки по указанному основанию, а тем более предоставление недостоверных сведений, необоснованно и незаконно.
Согласно ТУ на прибор Ш МГБС-541 ЛУЗ.848.374 и паспорта на него, "гарантийный срок 2,5 года с момента подписания приёмного акта на объект, но не более 4 лет со дня приёмки прибора представителем заказчика" (хранение без эксплуатации).
Заявитель в своей заявке от 09.01.2008 N 05/5-1 на участие в конкурсе N 291к-325, указал срок предоставления гарантии - 36 месяцев (что составляет 3 года), при условии соблюдения правил эксплуатации. Таким образом, этот срок больше, чем срок, указанный в паспорте, и этот срок попадает под положения о гарантии на не введённый в эксплуатацию прибор - не более 4 лет (36 месяцев - 3 года).
Кроме того, в п.1.2. раздела 1. "Требования к участникам размещения заказа" конкурсной документации, установлено, что к участнику размещения заказа предъявляется такое требование как "наличие у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа" с приложением копий документов, подтверждающих наличие у участников размещения заказа "производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, являющихся предметом заказа" (п.23 Информационно карты конкурса).
Частью 3 ст.11 Федерального закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.
В соответствии с абз.3 Постановления Правительства РФ от 28.12.2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" перечни товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства определяются государственными заказчиками по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу.
Такого согласования перечня товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственным заказчиком с Рособоронзаказом осуществлено не было, что делает неправомерной ссылку государственным заказчиком на указанный документ в своей конкурсной документации.
В соответствии с ч.2.1. ст.22 Федерального закона не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.11 Указа Директор осуществляет общее руководство деятельностью Рособоронзаказа и представляет Рособоронзаказ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и организациями.
Таким образом, рассмотрение жалоб в Рособоронзаказе происходит коллегиально, а не единолично, как указывает заявитель, при этом правом подписи решений, предписаний по жалобам, а также иных документов, исходящих из Рособоронзаказа, имеет только Директор. Во время его отсутствия (отпуск, командировка, болезнь) его полномочия осуществляет лицо, временно исполняющее его обязанности.
Доводы заявителя о том, что Рособоронзаказ по своему усмотрению трактует не только положения конкурсной документации, но и формулировки технических условий, так как заявка ФГУП "Северный рейд" в любом случае не соответствуют требованиям конкурсной документации, являются необоснованными и не соответствуют действительности, так как проведенная по жалобе ФГУП "Северный рейд" внеплановая проверка установила факт того, что заявка ФГУП "Северный рейд" была отклонена конкурсной комиссией неправомерно.
По результатам рассмотрения жалобы ФГУП "Северный рейд" и проведения по ней внеплановой проверки, государственному заказчику было направлено решение от 05.02.2008 N 44-рж, резолютивная часть которого содержала требование о выдаче заказчику предписания об аннулировании торгов. Такое предписание (N 2/454 от 06.02.2008) также было направлено государственному заказчику.
Таким образом, оспариваемые в настоящем деле ненормативные акты Рособоронзаказа по содержанию, форме, порядку принятия соответствуют действующему законодательству, приняты в камках предоставленной законом компетенции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом обстоятельства, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым при соблюдении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2008 по делу N А40-7265/08-145-88 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7265/08-145-88
Истец: ОАО "Водтрансприбор"
Ответчик: Федеральная служба по оборонному заказу
Третье лицо: ОАО "Северный рейд", Министерство обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9502/2008